расклад на I-II-III

Oct 12, 2021 16:06

подправленная мною классификация основных удовольствий, получаемых от просматривания/прослушивания/прочтения произведения искусства ( ссылка на предыдущий пост, где всё началось и где ссылка на автора исходной классификации)

Т.к. Софья Багдасарова, она же shakko, не запатентовала свою предложенную как "грубую прикидку" иерархию удовольствий от произведения искусства, не запретила ей пользоваться и не запретила её модифицировать (шутка), то я воспользуюсь этой возможностью и чуть-чуть оптимизирую список. Тем более, что намёки на уточнение есть у самого автора - так "Власть" выделена особо и отнесена подпунктом к "эмоциональным" удовольствиям. Также с самого начала подчёркивается сила комбинирования "уровней". В комментариях отметили не только неровность градации (где-то слишком крупно, а где-то разделены близкие понятия), но и субъективность всей градации вообще. Порядок уровней оставляю прежним, он логично выстроен от инстинктивного ("подсознательного") к "сознательному", т.е. умственно-интеллектуальному. Шкалу предполагаю открытой, а за начало начал принимаем эстетику ("красиво").

Итак, было:

1. эстетическое: наслаждение красотой, гармонией, успокоение
2. эротическое: сексуальное возбуждение
3. эмоциональное: адреналиновая встряска
 3.1. власть
4. интеллектуальное (от процесса познания)
5. умственное (от мига узнавания)

Стало:
I. эстетическое
II. эмоциональное (сюда включены эротическое, власть и все прочие "встряски" и "возбуждения")
III. интеллектуально-умственное (познание и узнавание, процесс и миг)

Об объединении №4 и №5 спрашивали как самого автора, так и в комментах к моему посту. Для shakko приниципиально выделить №4, т.к. он у неё доминирующий.

Мне кажется вполне разумным объединить №2 и №3 (подпункт "власть" можно обозначить как №3.1), т.к. как власть и эротика не существуют без эмоций. Cюда же легко добавляется "аппетит", при взгляде на красивый натюрморт с фруктами у кого-то возникает желание пойти перекусить. Возбуждение, встряска, ликование, страх, нервозность, шок, отвращение, омерзение - в общем, физиология эмоций - связаны с адреналином, окситоцином, кортизолом, дофамином и прочими гормонами. Пункт №1 тяготеет объединиться с ними на почве гормональных признаков, но пусть он остаётся отдельным. Ведь эстетика может не вызвать "встряску" и другие сильные эмоции, просто создаст мягкое ощущение гармонии. Этого достаточно.

ДОПОЛНЕНИЕ. К пункту №1 (он же I. - из исходной классификации перешёл в модифицированную без изменений). Весьма сильные эмоции (сильное эстетическое удовольствие) могут быть вызваны красотой картины, также как блаженство от гармоничных звуков и, как вариант, "успокоение" (сильная успокаивающая эмоция, помогающая преодолеть суету, расслабиться и ощутить "нирвану"). Это роднит "потребление" эстетики с эмоциональными удовольствиями (№№2, 3, 3.1 и II.) - и гормоны соответствующие при этом тоже выделяются. Только эмоция здесь всегда "положительная", даже когда сильная (понимание, что в этом мире всё устроено прекрасно по большому счёту; а мелочи не мешают разглядеть красоту). Кроме того, эстетика может сопровождаться слабыми эмоциями или не вызывать эмоций вообще - лишь возникает понимание того, что всё сделано мастерски. Как правильно нарисовал художник, как изящно сочинил музыку композитор. Сродни взгляду на качественно выполненную работу (чертёж, пирог, причёску, вскопанную грядку, вымытую машину). Не удивление (это сразу вызывает комбинацию эстетика+эмоции), а просто высокую оценку. Уважение, может быть "гордость за мастера": "вот так и должно быть сделано".

культура, информация, моделирование, инстинкт, гармония, творчество

Previous post Next post
Up