Как пишет shakko, по грубым прикидкам у неё получилось
пять видов "основных удовольствий" от произведения искусства. Ещё она добавляет, что самые эффектные произведения, комбинируя (2) и (3), бьют зрителя по нервам (см. подпись к клипу внизу). Иллюстрацией к комбинации эротического и эмоционального приводится картина Джампетрино "Самоубийство Лукреции".
В конце краткого (но ясного и логичного) манифеста есть фраза: "Шедевральное произведение искусства -- обычно то, которое умеет доставлять удовольствие людям разного типа на разных уровнях одновременно. И разные люди любят этот шедевр абсолютно за непохожие проявления." Иллюстрацией к ней служит картина Верещагина "Апофеоз войны".
Итак:
1) эстетическое: наслаждение красотой, гармонией, успокоение
2) эротическое: сексуальное возбуждение
3) эмоциональное: адреналиновая встряска
4) интеллектуальное (от процесса познания)
5) умственное (от мига узнавания)
"Основные удовольствия" идут в определённом порядке - от наиболее "первобытных" к интеллектуально-умственным (в терминах shakko). Рискну предположить, что ряд не закончен и могут открыться ещё какие-то рафинированные уровни №№ 6, 7 и т.д. Пока их пять. В первом приближении (прикидка ведь "грубая").
Мне нравится такой подход.
Это как разные стороны одного и того же предмета: цвет, вес, размер, форма и т.д. Так мяч может быть круглым, зелёным и лёгким одновременно, а штанга - тяжёлой, блестящей и большой. Сравнивать их имеет смысл только по весу, если речь идёт о пользе упражнений. А цвет или стоимость влиять на решение не будут. То есть, появляется возможность смотреть на произведения искусства через фильтр (предложенной классификации), тем самым избежав замешательства от противоречивых сигналов с разных уровней. Вместо бесконечных споров на тему "почему это произведение получило известность" (в терминах мне нравится или, наоборот, искусствоведы нас дурят) такой подход даёт возможность прикинуть - испытана ли "адреналиновая встряска", возникло ли чувство наслаждения от разгадывания картины или реакция "классно!" от хорошей выдумки.
Иногда shakko использует термин "уровни", иногда "удовольствия" - насколько я понял, это одно и то же, и слово "уровни" отражает порядок в классификации. Очевидно, ещё одним параметром служит сила испытываемого удовольствия по шкале слабо-сильно. Можно получить весьма слабое интеллектуальное удовольствие (кстати, "доминирующий" у автора классификации уровень, остальные - дополнительно, она подключала их постепенно), но одновременно сильное эстетическое наслаждение. Скажем, зритель ничего не знает о каком-нибудь мифе, на сюжете которого создана скульптура, но ему нравится изящество фигур, текстура материала и прочая "красота". Или наоборот: красивым назвать язык не поворачивается, но это ведь о том-то, о чём я недавно читал! Радость узнавания.
Читать стоит целиком - написано легко, иллюстрации подобраны, из серии рассуждений о современном искусстве, но выходит на обобщение. Ссылка в самом верху, в первом предложении.
Тут тоже.
Click to view
В песне есть "пусть лесною Венерою пихта лапкой по нервам бьёт" )))