Холмс, Немо и Маркс

Apr 21, 2021 10:44

Сначала сюжеты опер строились на древнегреческих мифах, действующими лицами были Орфей, Андромеда и прочие боги, полубоги и герои. Потом либреттисты стали использовать имена императоров, королей и приближенных к ним: Нерон, Помпей, Цезарь, Готфрид, Мария Стюарт и другие исторические лица. Сюжеты часто были далеки не только от исторической правды, но и от первоисточника - в синопсисах, называемых латинским словом argumentum (кратких справках от автора или от критика [*]), публике сообщалось, что действие на сцене выдумано ради вашего удовольствия, хотя Геродот или Овидий писали об этих персонажах.
[*] По-английски argument (w), русской странички в википедии нет. Есть только список значений слова аргумент (в), одно из которых: "в истории драматургии - краткое изложение содержания пьесы". Итальянцы тоже ограничились списком, одно из значений практически полностью совпадает с русским выше: argomento - nel teatro classico, sinossi dell'opera che veniva presentata al pubblico (w-it).

Наконец, либреттисты заметили "простых людей", третье сословие (в). Фигаро (цирюльник), Фауст (учёный), Каварадосси (художник), корсары, вольные стрелки, отставные солдаты и прочие "незнатные" персонажи появляются в операх и балетах. Используются имена реальных политиков и вымышленных маньяков ("Суини Тодд"). Например, Генри Киссенджер - его образ увековечен на сцене рядом с Никсоном и Мао в опере Адамса. [98 лет ему будет через месяц. Родился в Германии в еврейской семье, которая бежала от нацистов в Америку. Проучившись год в Средней школе Джорджа Вашингтона в Нью-Йорке, Генри Киссинджер продолжал посещать школу ночью, а днём работал на фабрике по производству кисточек для бритья (помазков) (в). Как видно, родился без титула (non-entitled), это потом он стал Госсекретарём - можно считать "титулом", условно.] Или Эйнштейн - да, всемирно известен, но не наследник престола, не кардинал, даже на президентство не претендовал (герой оперы Гласса). Все персонажи без титулов (то есть не дворяне, не духовенство) в сюжетах либо имеют выдающиеся способности, либо связываются с высшими силами (Светлыми или Тёмными) и включаются в действие как проводники их воли.

Особенно интересны ловкие малые как Труффальдино, Лепорелло, Фигаро. В феодальном мире они могли существовать только оказывая услуги господам, а с приходом капитализма - на рыночной основе. Когда денежное вознаграждение не сопровождается унижением или требованием выказывать подобострастие. То есть, из жалования (по прихоти entitled господина)  деньги превращаются в стоимость услуги (честно заработанную). Такой человек уже не является слугой (двух господ или одного), с другой стороны - он временно оказывает услуги всем (господам или не очень). Тем самым он становится независимым финансово и юридически. Он сам несёт ответственность за свои действия - у него нет господина, который бы оправдывал его перед другими господами. Свои выдающиеся способности он продаёт на рынке. Время от времени, как Шерлок Холмс.

Персонаж Конан Дойля интересен тем, что он не просто выдающийся сыщик (то есть, по определению на стороне добра борется со злом), но он и по-человечески симпатичен. Он силён, независим, честен, спокоен. Он располагает к себе. У него острый ум, он много знает в своей области. Он умеет дружить. Можно сказать, он ведёт себя благородно, хотя Холмс не граф и даже не маркиз. (Вот Антуан де Сент-Экзюпери - тоже выдающийся, хоть и реальный, человек - был маркизом, хотя и из обедневшего рода). Холмс подаёт пример поведения в быту, он весьма аскетичен и неприхотлив. Думаю, потому такой собирательный образ был популярен в СССР - как пример мастера своего дела, добившегося всего своим умом и упорством. При этом не требующего многого и не стремящегося к известности. "Не боги горшки обжигают."

Первая публикация с упоминанием имени Холмса вышла в 1887 году, через четыре года после смерти Маркса. (Энгельс был ещё жив, Ленину было 17 лет.) Ретроспективно год рождения Холмса был вычислен как "около 1854", а в 1923 году он был жив (год смерти неизвестен). Конан Дойль умер в 1930, родился же он в 1859 (то есть, автор на пять лет младше своего персонажа). Когда Холмс появился в печати, Конан Дойлю было 28 лет, а Холмсу 33.



Кликабельно. Зелёным добавлены писатели, фиолетовым - вымышленные персонажи. (в продолжение поста)

Ещё одним вымышленным персонажем (обладающим суперсилой в виде "Наутилуса") является капитан Немо. В отличие от Холмса, он не торгует услугами на рынке, он ушёл от всех - совершая иногда те или иные поступки на своё усмотрение. "Наутилус" - его монастырь. Появился в печати этот образ в 1870 году, в год рождения Ленина, на 17 лет раньше Холмса. Маркс был ещё жив, Манифест уже вышел (1848), до Парижской Коммуны был ещё год. Пунктиром обозначен срез в 1880 году, подробно о нём было в предыдущем посте.

Предыдущий пост со схемой (там подробнее о Вико, авторе теории исторических циклов)

1627-1691 Роберт Бойль
1643-1727 Ньютон
1668-1744 Вико
1707-1778 Линней
1770-1831 Гегель
1772-1823 Дэвид Рикардо
1809-1882 Дарвин
1818-1883 Маркс
1820-1895 Энгельс
1822-1884 Мендель
1822-1895 Луи Пастер
1828-1905 Жюль Верн (точка на его линии - первая публикация о Немо)
1831-1879 Максвелл
1834-1907 Менделеев
1844-1906 Больцман
1844-1900 Ницше1856-1939 Зигмунд Фрейд
1859-1930 Конан Дойль (точка на его линии - первая публикация о Холмсе)
1870-1924 Ленин
1871-1937 Резерфорд1879-1955 Эйнштейн

1854-1923+ Холмс (год смерти неизвестен, в 1923 был жив)

информация, экономика, стратегия, образование, политика, моделирование, общество

Previous post Next post
Up