Опера Верди Don Carlos, мировая премьера в Париже в марте 1867 года. Итальянская премьера Don Carlo в октябре того же года в Болонье. (Между ними успел воткнуться Лондон с премьерой на итальянском языке в июне.) Вторая редакция была представлена в Милане семнадцать лет спустя.
Это самая большая опера Верди ("гранд-Гранд-Опера") в 5 актах и 7
(
Read more... )
Спасибо! Я как раз на тот пост и пришла к Вам в журнал сто лет назад))))
А Травиата с Зеани на мой взгляд вообще лучшая.
В этой записи еще и Николай Херля феноменальный. Хотя где он не феноменальный?!
Вообще румынская опера тех лет - совершенно ошеломляющая и выдающаяся.
Сплошь звезды первокласные не хуже итальянцев. Были же времена!
>Вы знаете, что реальная Эболи была красавицей, но с одним глазом?
Да))))
И если мне не изменяет память, она его потеряла, когда Филиппа от кого-то защищала
(от покушения на него или что-то вроде того).
Вообще совершенно удивительного темперамента женщина - персонаж (по музыке я имею в виду).
В старых (относительно) постановках Эболи часто с повязкой бывает.
Татьяна Троянос в Метовском ДК точно в таком виде,
вроде и Ширли Веррет где-то такую видела (но с ней может и ошибаюсь или путаю).
>Любовь на втором плане - она, может быть, и желательна, но не обязательна. Брак как политический акт.
В контексте истории, как истории исторической - возможно, но и то не всегда и спорно.
А уж по тексту оперы - не могу согласиться.
Вот это вот все у Филиппа:
« я не был ею любим, нет, о нет никогда…
Помню, как она вошла и печально посмотрела на мои седины…
О, если б мой венец мог мне дать силу власти читать в сердцах людей…»
(елла джамай м амо, которая)))
Очень Филиппа волнует нелюбовь Елизаветы (всегда хочу ее с удвоенной т написать - Елизаветта, если вдруг проскользнет это «тт» - Вы не обижайтесь на мою безграмотность))))
Хотя исторический Карлос крайне печальный образ, болезненный и все-такое. Вряд-ли бы его Елизавета полюбила бы. Но мы же не про историю, мы про оперу.
>Или женим на одной, но дети будут от другой ("Фаворитка" Доницетти).
Да, ла белла дел Ре.
Вообще хорошо Вы Фаворитку вспомнили.
Жаль, что Доницетти перестал писать оперы и вообще так печально закончил.
На мой взгляд в своем творчестве, он Доницетти, двигался в ту же сторону, куда и Верди.
Было бы интересно наблюдать, как бы творчество Доницетти дальше развивалось.
Мне кажется Верди является прямым наследником Доницетти, продолжателем того стиля, который он, Доницетти, заложил.
Прямо много параллелей возникает.
>Русская балетная школа переняла всё лучшее от французской.
Я бы сказала, что не только переняла, но развила и углубила.
А в начале 20-го века еще и распространила его (классический балет) по всему миру , в том числе посредством различных личностей, которые от «Русских сезонов» отошли и осели кто где или сами эмигрировали.
Ваганова и проч. в России остались.
Фокин, а потом Баланчин - Америка, Кшесинская - Франция,
Карсавина - Англия и т.д.
это если навскидку).
Ну а потом новая волна - Нуреев, Барышников и др.
Так что классический балет в 20-м веке это из России экспорт и начало.
Reply
>В контексте истории, как истории исторической - возможно, но и то не всегда и спорно.
>А уж по тексту оперы - не могу согласиться.
Это я про реальных исторических персонажей, конечно. Если любовная переписка не сохранилась, если не осталось свидетельств очевидцев (честных), то историческая наука выносит вердикт "документально не подтверждено". Смущает в организации помолвки дона Карлоса и Елизаветы одно обстоятельство - когда помолвку расторгли, то Филипп сам выбрал для сына новую кандидатуру. Сначала, получается, ему выбрали одну, потом - другую. Никто 14-летнего принца не спрашивал. Допускаю даже, что он влюбился в Елизавету, нафантазировал. Но вряд ли она была в него влюблена (судя по отзывам о его характере), тем более выйдя замуж. Никаких любовных диалогов между мачехой и приёмным сыном быть не могло, не верю. Шиллер присочинил. Насколько я помню, знаменитого диалога между Марией Стюарт и Елизаветой тоже не было - это тоже шиллеровский вымысел.
Разумеется, великолепие оперы (и драм тоже) от этого не умаляется. Просто не стоит изучать историю по художественным произведениям, для этого есть скучные учебники и энциклопедии. Исторические события дали толчок фантазиям писателей и либреттистов, вдохновили композиторов - прекрасно! Но Сальери, например, до сих пор "отмазывают" от той славы, которую ему Пушкин сделал. Или, скажем, о жене Моцарта, Констанции, Самойлов тоже весьма нелестно написал. Зато складно.
Думаю, "жениться по любви не может ни один король" верно сказано. Политика.
Ладно, почти ни один. Есть исключения. ))) Но всё равно политика )))
По тексту оперы, конечно - молодой принц влюблён в мачеху, она тоже продолжает его любить. Её насильно выдали замуж, она не за того хотела. Трагедия. Филипп, да, переживает.
>всегда хочу ее с удвоенной т написать - Елизаветта, если вдруг проскользнет это «тт»
Может по аналогии с Джульетта?
>Я бы сказала, что не только переняла, но развила и углубила.
Да, вы правы. Не только переняла, но продолжила развивать. Недавно вспоминал "Треуголку" Мясина, там Карсавина тоже участвовала.
>Мне кажется Верди является прямым наследником Доницетти,
Только Верди пошёл дальше, поднял на новую высоту. У него более развитые отношения певцов и оркестра, вообще всё масштабнее (влияние Вагнера?). Хотя, если сравнивать с предшественниками, то ближе Доницетти нет никого наверное.
Reply
Не было. С точки зрения истории там все куда сложнее и неоднозначнее было.
>Может по аналогии с Джульетта?
скорее по аналогии с итальянским написание и оперным интонированием ее имени в ДК.
>Только Верди пошёл дальше, поднял на новую высоту. У него более развитые отношения певцов и оркестра, вообще всё масштабнее (влияние Вагнера?). Хотя, если сравнивать с предшественниками, то ближе Доницетти нет никого наверное.
Верди тоже развивался всю жизнь.
Его первые оперы ближе к Доницетти, затем он развивается все дальше и дальше.
Я бы сказала вносит в музыкальный театр Доницетти (в его театральность) больше человечности, являясь в этом предшественником веризма.
А влияния Вагнера на Верди я вообще не вижу (чисто по своему восприятию этих двух композиторов и личностей, что бы там ни писали музыковеды).
Мне кажется Верди вполне самодостаточен в своем развитии. И развитие это логично, ему для этого Вагнер не нужен.
С Вагнером, мне кажется, они вообще антиподы по всему. Ничего общего.
Ну кроме общего духа времени и стремления меняться, который каждый опять же через свою личность преломлял, через свое мировоззрение.
музыкальное и общечеловеческое.
А Доницетти, ИМХО, в ту же сторону двигался, что и Верди.
Прямо ясно у него это направление вырисовывается.
В Фаворитке, Лукреции Борджиа (вообще блестящая опера. Таким темным блеском), в Деверо.
Да в целом в позднем творчестве его этот вектор виден.
Жаль, что не развил он это, очень жаль.
Reply
>Прямо ясно у него это направление вырисовывается.
>Да в целом в позднем творчестве его этот вектор виден.
Получается, Доницетти передал эстафету Верди, и Верди развивался всё дальше и дальше в том же направлении...
>влияния Вагнера на Верди я вообще не вижу
>по своему восприятию этих двух композиторов и личностей
Ведь они в жизни так и не встретились, хотя есть фантазии писателей на эту тему (читал роман как Верди инкогнито приехал на первый фестиваль в Байрёйт). Я согласен, что они антиподы.
>Мне кажется Верди вполне самодостаточен в своем развитии.
>И развитие это логично, ему для этого Вагнер не нужен.
Согласен, он ему не нужен. Верди чётко представляет куда идти. Однако, музыку Вагнера он слушал - возможно, говоря себя: "я бы так не стал делать". Но он не мог не видеть масштаб.
Моя точка зрения: На мой взгляд как раз тем, что они антиподы - и происходило взаимное влияние. Они были в курсе того, что делает другой - и усиливали своё. То есть, происходило обоюдное усиление. Кстати, с взаимным уважением. Вагнер, критикуя итальянскую музыку в целом, не называл имя Верди. А Верди отозвался на смерть Вагнера словами: "Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства". Конкретно, Вагнер модернизировал оркестр - и Верди, насколько я понимаю, тоже усилил роль оркестра, правда, сохранив первенство за голосами. (но тут много можно говорить, умолкаю пока) В целом я люблю Верди больше, чем Вагнера. Но Вагнера тоже люблю, как-то делал пост о его единственной симфонии (сравнивая с единственной оперой Бетховена) https://panoramov.livejournal.com/437080.html
>по аналогии с итальянским
Точно! Elisabetta
Reply
Надо же! И про Байрейт есть? Интересно.
Я на тему их гипотетической встречи только Франца Верфеля читала - "Верди. Роман оперы".
Как Верди в Венецию приехал инкогнито, и подспудно то искал, то избегал встречи с Вагнером.
Вы ее, наверняка, знаете. Фантазия, но такая поэтичная и трогательная.
И с большой любовью и уважением написанная к обоим.
>В целом я люблю Верди больше, чем Вагнера. Но Вагнера тоже люблю
Да, у меня все аналогично обстоит.
Вообще, считаю, нам (и нам с Вами и человечеству в целом) очень повезло, что они оба есть у нас.
И что сейчас есть интернет, дающий возможность слушать и того и другого, когда захочется.
Reply
Они ещё и родились в один год, бывают же такие совпадения (другая пара - Бах и Гендель).
Reply
Leave a comment