Грань будущего / Edge of Tomorrow (2014)

Oct 04, 2020 19:47

Вы можете сколько угодно плеваться на Голливуд, на штамповки, на фильмы-комиксы про мужиков в резиновых штанах, обилие прочих задниц и прочие приметы американского кино, которые так противоречат великим российнским скрепам. Но даже самый скрепный россиянин не имеет права отрицать простой факт: Голливуд умеет делать массовое зрелищное кино. Умеет так, словно они там нашли волшебную формулу успеха.



Страна: США
Режиссер: Даг Лайман (Идентификация Борна)

Актеры: Том Круз, Эмили Блант, Билл Пэкстон, Брендан Глисон, Ноа Тейлор, Джонас Армстронг

Сюжет: В недалёком будущем раса инопланетян вторгается на Землю. Никакая армия в мире не может противостоять им. Майор Уильям Кейдж умирает в бою, но случается невозможное - он оказывается во временной петле. Раз за разом он попадает в один и тот же бой, сражается и умирает… снова и снова. И каждое повторяющееся сражение приближает его к разгадке того, как победить врага.

"Грань будущего" - один из идеальных голливудских блокбастеров. Он не отличается какой-то особой глубиной или даже талантом: это просто высшее мастерство. Это кино, которое полностью состоит из проверенных годами приемов и шаблонов, но эти шаблоны тут точно выверены, до миллиграмма. Словно в идеальных духах, созданных самым талантливым парфюмером.



Тайминг фильма укладывается в стандартные рамки для большого экрана - 1:53. Но как много режиссер вместил в этот отрезок времени! Действие происходит плотно и информативно, но неутомительно. К примеру, простой и эффективный прием - сводки новостей. Вместо того, чтобы что-то объяснять сложными диалогами, флешбеками или голосом за кадром, режиссер вставляет в начальные титры "новости", которые за несколько минут погружают нас в мир будущего, в коротких отрывочных фразах объясняют всю предысторию. Небольшой спич главного героя для шлифовки - и всё, полная картина мира готова. Просто, плотно, эффективно.

Дальше, так же за несколько минут, режиссер показал основные характеры, опять же чисто стереотипные для блокбастеров - крутые вояки-раздолбаи, жесткий, но честный генерал, офисная крыса, которой приходится стать героем, крутая баба со скелетом в шкафу. Снова - примитивные ходы, грубые характеры, которые мы видели в десятках других лент, но это ходы выверенные и сильные. Они позволили за несколько минут сделать фильм человечным (хотя, парадоксально - мы все понимаем, что такие характеры в жизни почти не встречаются).





Прибавьте сюда экшн и отличные спецэффекты, разбавленные ноткой циничного юмора и легким флёром романтики - и ваш бестселлер готов.

Правда, как по мне, там в конце переборщили с киношным пафосом, но это уже на любителя. Ну и чего уж скрывать - очевидно, что без денег тут не обошлось. Такую эпичность, масштабность, такие качественные спецэффекты за копейки не создашь, это ясно. Но ведь вложения в такое кино и окупаются сполна!

Главное - даже мне нравится "Грань будущего", хотя я не люблю ни комиксы, ни геройское кино, ни сцены эпичных битв. А всё потому, что мастерство - оно и в Африке мастерство, и зачастую даже не надо быть специалистом, чтобы это почуять. Но такое мастерство не приходит с нуля - оно отрабабывается на сотнях штампованных фильмов. И тут мы снова возвращаемся к той же теме. Вы можете сколько угодно ругать Голливуд за дешевые одноразовые убогие ленты, но именно на них и выросли лучшие блокбастеры. Потому что талант - это что-то про счастливую случайность, и он не всегда нужен и не везде спасает. А вот мастерство необходимо во всём, и мастерство можно и нужно выращивать на опыте.

2014, Классика и культовое кино

Previous post Next post
Up