Род мужской (2022) Честно о главном

Aug 01, 2022 19:20

Тонкий, изящный фильм в пику оголтелому феминизму. Там нет ни осуждения, ни оправдания, лишь констатация факта: мужчины всегда... Впрочем, сами увидите. Постепенно нарастающее действие начинается как обыденность, но неотвратимо погружает в мистическо-языческий сюр, а метафоры понятны любому, кто знает хотя бы верхи европейской культуры.

Сюжет: Харпер - молодая женщина, недавно потерявшая мужа. Он разбился насмерть после их ссоры. Чтобы залечить душевные раны, Харпер снимает дом в маленькой английской деревушке. Она собиралась отдыхать, гулять и работать в тишине, но её планы были нарушены мужчинами, которые ей встречаются на каждом шагу, и которые смотрят на Харпер... в общем, недостаточно феминистически.



Начну с плохого. Прочитав описание и пару комментов, я ожидал абсурдистской комедии, и собирался наблюдать за многочисленными событиями, смеяться или плеваться. Но ничего из этого не случилось. Событийность минимальна, шуток нет, всё неторопливо закручивается в клубок. Это пожалуй единственный минус фильма: он построен слишком просто и пусто. И в этом же его сила. Мое первое неприятное впечатление было продиктовано именно ошибочными ожиданиями. Из-за этого и советую всем: не читайте о кино. Просто смотрите.

Про исполнение: не великолепно, но хорошо. Изобилие природных пейзажей, эстетика древней английской деревушки, - глаз отдыхает. Лично мне фильм показался более темным, чем я бы хотел. И начало слишком уж неторопливое.

Про страшность: её тоже нет. Испугаться могут только те, кто не смотрит даже детективы. В конце есть неприятные кадры, но они не намеренно-тошнотворные, а просто честные, без прикрас. Хотя при определенной чувствительности можно и блевануть. Блевануть, но не испугаться!

Про метафоричность. Отсылки к природе, музыка и символизм каким-то неуловимым образом напомнили "Свадебную вазу", - та же тонкость и ненавязчивость, такое же умелое и уверенное использование общепринятых образов. Это правильный подход к искусству: передача глубокой мысли без лишних затей. Режиссер говорит со зрителем напрямую, не пытаясь отделиться, забравшись на Олимп вычурных аллегорий. Другой вопрос, что зритель смотрит на все сквозь ширму трендов, и ищет удобную трактовку. Из-за этого массовый зритель не заметил не только яблоню во дворе, но даже Шекспира!

Отдельно я бы отметил, что это очень британское кино. Режиссеру тут и стены помогают: сама Великобритания, сохранившая историю и древние традиции, стала идеальной декорацией к фильму, даже камни работают как поддержка идей фильма.

Основной символизм "Рода мужского" - природный. Там нет ни токсичной маскулинности, ни воспевания феминизма. Прямо показано, что Муж вел себя агрессивно, но и Харпер не была милым цветочком. Харпер страдает от двойственности ситуации, от непонимания, кто виноват: с одной стороны муж её пугал, вел себя агрессивно. С другой стороны и она совершила ошибки, оттолкнула его, не дала шанса. Харпер преследует чувство вины и непонятки, чтобы излечиться, она должна разобраться, как-то принять ситуацию.

[В чем смысла фильма Род Мужской]Просто посмотрите фильм сами, там всё предельно ясно и красиво!

[Основная идея]Всё происходящее в фильме показывает, что тут нет ничьей вины, просто природа. Вечная дилемма: мужчину непреодолимо влечет к женщине. Испокон веков, какой бы образ мужчина ни принимал, он всегда будет думать о женщине, всегда будет идти за "запахом женщины". Женщина в этом не виновата, сама природа вложила в неё эту власть. И единственный способ для Харпер избавиться от травмы и чувства вины - принять свою женскую сущность и власть над мужчиной, даже посмотреть на него чуть-чуть свысока, но лишь для того, чтобы простить его напор. Другого пути нет: природа создала нас двуедиными.

[Разбор, много букав]Чтобы излечиться от травмы после смерти Мужа, Харпер покидает Лондон, этот оплот индустриализации, и погружается в природу в старой английской деревушки.

Здесь всё дышит вековой давностью и сплетением христианства с язычеством. Сад перед домом выглядит так, словно за ним ухаживали сотни лет, а фасад украшен страшноватыми языческими скульптурами. Владелец уточнил: дом очень старый, еще со времен Шекспира. В одной фразе - два символа. Шекспировские любовные страсти, приправленные мистичностью. И глубина веков, граничащая с вечностью. Примерно как наше "жили-были": так давно, что уже стало "всегда".

Харпер заходит в сад и срывает яблоко. Про Райский Сад надо объяснять? Между прочим, Ева первой съела яблоко, и потом уговорила Адама.

Сразу после этого нам показывают Владельца дома. Он тут еще не символ Мужчины, скорее Змей-искуситель или вовсе Творец. Яблоко сорвано, грех совершен, Харпер открыла двери в природу женского-мужского. Пока Ева не сорвала яблоко, они с Адамом не осознавали своей половой сущности.

Сама Харпер одета в мешковатую одежду, которая скрывает её женскую сущность. Отталкивает все попытки Владельца помочь. К концу фильма она переоденется в платье нежных тонов, её лицо станет мягким, женственным. Простой и ясный образ душевной метаморфозы.





Харпер осталась в доме одна, звонит подруга. Тут проясняется сущность современного феминизма: Владелец бы радушен и вежлив с Харпер, но она насмехается над ним в разговоре. Будь на его месте женщина - Харпер стала бы плохо о ней говорить? Кроме того, Харпер солгала Владельцу, что не умеет играть на пианино. Зачем? Опять же - просто потому что он мужчина. Чего в отношениях женщин и мужчин больше, - реального абьюза, или бабских выдумок?

Второй момент: на протяжении всего фильма связь будет обрываться, когда Харпер говорит с подругой. Сама подруга обижается, что её шутки не ценят, давит на Харпер, требует. Да и перед смертью Мужа Харпер писала смс подруге. Посыл ясен: нет настоящей женской дружбы, не существует в природе. Естеством предусмотрена только связь мужчины и женщины. Две женщины - это уже ядовитый змеиный клубок.



Харпер идет гулять, в лес. Идет дождь, символ очищения и обновления, - и Харпер впервые улыбается. Дорожка - не просто в лес, а в саму природу. Пройдя этим путем, погружающим в естество, Харпер оказывается в тоннеле. Туннель - символ соединения двух чего-то. Жизни и смерти, мужчины и женщины. Вправо-влево не получится. Харпер поет, это похоже на призывные птичьи трели. Закономерно появляется мужчина на другом конце туннеля.

Но Харпер не готова принять природную дуальность, и бежит от Мужчины. Попадает в тупик: у женщины нет дороги без мужчины. Потом лес снова предлагает Харпер дуальность: дорога проходит между двух старых, как мир, зданий. Харпер и их обходит стороной. Мужчина всё равно следует за ней.

Тут на контрасте с зеленой природой - кадр из мертвого Лондона. Её Муж лежит, нога сломана, рука разорвана. Эти травмы, причиненные женским отказом, мы еще увидим.





Харпер приходит домой, надевает платье и играет на пианино. Она начала излечиваться, ощутив связь: она сбежала от мужчины, и он погиб, преследуя её. Под музыку режиссер показал много кадров природы, окончательно погружая зрителя в естество, рябью на воде намекая на течение времени. В природе всё идет своим чередом уже вечность.

Мертвый олень: в глазницу попало семя, потом мы видим опарышей. Символ круговорота жизни. Семя тут чисто метафорическое, обычно оно символизирует природную искру, от которой зарождается жизнь, или ту лавеевскую силу, которую он назвал Сатаной. Когда семя попадет в Харпер, это может быть образ отключения интеллекта, переход на интуицию, духовное восприятие.

Харпер всё еще старается показать себя сильной, не-женщиной, работает из дома, указывает что-то коллеге. В этот момент появляется Голый Мужчина, и не абы где, а у Яблони. Срывает плод, и после этого бросается к Харпер.

Этот Мужчина потом предстанет в образе Дуба - символ Мужской силы, мужской природы. В кельтской традиции Женскую сущность представляет Береза. У Харпер есть татуировка с руной Беркана. Беркана - символ Березы и возрождения.







Харпер идет в церковь, здесь уже режиссер прямым текстом показывает алтарь, где на одной грани мужчина, на другой - женщина, причем с раскрытой вульвой, из которой и исходит власть над мужчиной. В церкви Харпер наконец-то дала выход своей боли. Она кричит, выпускает из себя чувства. Она уже почти излечилась, и природа настигает её. Появляются мужчины.

Всех мужчин, кроме Мужа, играет один актер. Это не насмешка, а сильный символизм. Какой бы образ ни принимал мужчина, его сущность остается прежней. И мальчишка, и священник, и коп - это всегда Мужчина, который не в силах сопротивляться женской власти, и будет вечно стремиться к ней, искать её любви. И всегда будет травмирован её отказом.

Харпер встречает мальчишку, он предлагает ей вечную игру в прятки: женщина прячется, мужчина ищет. Испокон веков. Харпер отказывается, причем не посылает мальчишку, а оправдывается. Она еще не излечилась от психотравмы полностью и не готова играть в природные игры. Мужчина в маске женщины пугает.

Разговор со священником: звучат слова о том, что её преследует, - не мужчина, а чувство вины. То есть она страдает не от его действий, а от своих чувств. И не понимает его действий. В конце она поймет, точнее услышит: он просто хотел любви. Священник говорит прямо: подумай, как ты довела его до этого. Но Харпер еще не готова принять правду.







Потом будет сцена в пабе, где Владелец просто предложил угостить Харпер, как гостью, а она приняла это в штыки. Она злится на мужчин лишь потому. Будь там женщины, она бы иначе всё воспринимала, не так ли? Она всё еще не избавилась от травмы, не излечилась от главного: страха перед мужчинами, от уверенности, что все их действия - абьюз. Она не принимает себя как женщину.

С точки зрения мужчины нет ничего плохого в том, чтобы идти за женщиной, смотреть на неё. Нет ничего плохого в том, что мужчина тянется к женщине, - это природа. Но с точки зрения женщины это преследование. Оба в чем-то правы и неправы, но такова дуальность жизни. С ней невозможно бороться.

Дальше начинается трэш, приправленный символизмом и Шекспиром. Ворон - в кельтской мифологии обозначает связь между человеческим и духовным мирами. Млечный путь - как вульва, простирается над миром. Харпер смотрит на неё. Круговорот рождений: образы мужчин меняются, их стремление к женщине остаётся.







Священник говорит: Я - Лебедь. Это еще один символ мужчины, но уже не хаотичной мужской энергии. Лебедь - это мужчина, который живет ради любви женщины. Думаю, легенды про то, что лебедь может умереть от тоски по любимой, все знают. Есть и более глубокий слой: Зевс превращался в Лебедя для совокупления с Ледой. Но даже без знания мифов всё понятно.

Священник читает стихи. Не Шекспира, но с похожим пафосом. В "Роде мужском" я впервые ощутил, что шекспировская многословность, метафоричность и гипербола не просто уместны, а попали в точку. Этими стихами священник не оправдывает и не воспевает мужскую сущность, а просто раскрывает её: так устроено природой, что мужчина не в силах противиться женской власти.

Йейтс, Леда и Лебедь:

Как пальцам оробелым отогнать
От бёдер оперённое стремленье?
Как в белом вихре плоти не внимать
Иного сердца властному биенью?

И в содроганье чресел - гул сраженья,
Крушенье стен и башен, крики боли,
Смерть Агамемнона - Сквозь забытьё

Священник говорит Харпер, что представлял её во время секса: "Эти вещи существуют в моих мыслях. В этом твоя сила. Это контроль, которым ты обладаешь."

= = =

Утром Харпер сидит в саду, в платье. Лицо расслаблено, она улыбается. В руках - лист из трех сегментов. Харпер излечилась, когда приняла свою женскую сущность и его мужскую. Когда Муж сказал, что хочет её любви, она уже не бежала, не истерила, а просто презрительно хмыкнула - поняла и приняла свою власть над ним. Травма проработана полностью через принятие природной сущности.

Подруга, которая приехала к Харпер, сильно беременна: круговорот жизни продолжается. Во время титров на фоне звучит не только песня, но и детский смех. При желании можно трактовать всё так, что Харпер была беременна от умершего мужа, но уже в общем-то лишние фантазии.





Гарланд вдохновился на этот фильм мифами про Зеленого Человека. Кроме того, можно усмотреть отсылки к Викканству, но это скорее общие кельтские мотивы про Мужчину-Бога-Дуба и Триединство Богини: Дева-Мать-Старуха. Это триединство даже у Пратчетта в Плоском Мире есть, там три ведьмы разных образов.

п.с. Конечно, не могу не порекомендовать "Мужики и куры" Йенсена. И еще советую обратить внимание на отзывы про "Род мужской": сразу видно обиженных баб, которые восприняли происходящее в фильме исключительно негативно, мол, все мужики сво-. Но режиссер-то никого не осуждал. Вы хотите слышать удобные слова, или правду?

А я пойду пересмотрю Род Мужской в третий раз.

п.п.с. Правильно называть этот фильм именно "Род мужской". Если бы подразумевались "Люди", как многие думают, то скорее было бы название Human. Да и общий посыл фильма - попытка объяснить женщинам природу мужчин. Про женщин там ничего толком не сказано, только про их власть.

п.п.п.с. "Аннигиляция" Гарланда мне жутко не понравился, вот там реально оголтелый феминизм, и к тому же фильм скучный. А "Экс-Машину" я не смотрел, по причине отвращения к "Аннигиляции".

Род мужской - Men - 2022

Страна: Великобритания
Режиссер: Алекс Гарланд
Актеры: Джесси Бакли, Рори Киннер, Гэйл Ранкин, Паапа Эссьеду, Сара Твоми

Кино со смыслом, Британское кино, Хорошее кино, Аллегория, Феминизм, 2022, Артхаус и авторское кино

Previous post Next post
Up