Раз! Два! Три! Умри! (2012) Аллегоричная драма от Уитли

Oct 12, 2021 20:21

Не устаю восхищаться Беном Уитли. Этот режиссер - тот еще затейник, умело сплетающий чисто киношные образы и реалистичную трагедию. Фильм "Раз, два, три, умри" - это драма, но с помощью многочисленных убийств Уитли достигает одновременно и глубины, и абсурда.



Сюжет рассказывает про пару не очень молодых людей. Они встречаются уже несколько месяцев, и теперь отправились в совместное путешествие, в котором надеются найти себя или узнать друг друга получше. Но путешествие не было безоблачным.

Внешний слой этой драмы - это абсурд. Два неудачника едут в романтическое путешествие, но их маршрут совсем не романтичен, да и начинается всё с ругани девушки и матери. Уже на первой остановке случается казус со смертельным исходом, но это только начало. Если смотреть на поверхность, то фильм поражает бессмысленной немотивированной жестокостью и отсутствием цели сюжета. Может показаться, что сюжет рассказывает о двух безумцах, которые разъезжают по стране в поисках случайных жертв.

Но это лишь поверхность. Каждая сцена фильма имеет свой глубокий образ, всё это - аллегории. Путешествие - это сама жизнь, в данном случае жизнь семейная, а убийства - неприятности, сложности, с которыми люди сталкиваются в жизни, и их преодоление. Девушка собирает всякие вещички, - это тот багаж, что мы накапливаем за жизнь. Непонимание, ревность, неискренность, расхождения во взглядах и развитии, - все с этим сталкиваются в отношениях. В жизни это ощущается как глубокая трагедия, но в кино сложно показать всю силу мелких бытовых драм. В этом и есть гений Уитли: он превращает убийства в ничто, чтобы использовать их энергию. Для него смерть - это лишь способ обозначить что-то плохое. Герои могли бы просто ломать что-то, или избивать людей, не убивая их, или даже просто напиваться. История была бы той же, но без силы и ярости. Убийства, не являясь основой фильма, обеспечивают остроту, как специи в блюде. Уитли забирает у убийств их острую яростную силу, и применяет её к бытовой трагедии простых людей, их бедам и чаяниям, мечтам и страхам.

Эти бытовые трагедии Уитли чует очень глубоко. Короткими сценами и диалогами он показывает целые пласты проблем: как мучается женщина под давлением матери, как страдает мужчина с детской психотравмой и взрослым отсутствием реализации. Они ссорятся, потому что женщинам свойственны эмоции и импульсивность, а мужчины любят системность и ясность. Я понятия не имею, продумывает ли Уитли каждую сцену, или его гений порождает всё интуитивным образом, но снова и снова этот режиссер попадает точно в цель, показывая гиперболизированную суть.

Уитли подчеркивает вымышленность и метафоричность происходящего гротескными моментами: акцент на детской комнате девушки, мелкий спор из-за вещей, подчеркнуто-неинтересное путешествие с обыденными остановками, нелепо лежащее тело ненатуральной кровью, выливающейся из брызгалки. Мать каким-то образом узнает, где её дочь, и звонит прямо в музей, и т.д. Постепенно перестаешь замечать эти странности, потому что видишь под этим путешествием историю целой жизни. Не важно, где находятся герои и что именно они делают. Важно лишь то, что в процессе путешествия они раскрываются и меняются, а их отношения испытываются на прочность.



Смешно от абсурда, и грустно от сути. И одновременно - восторг от режиссерских находок. Потрясает, как легко, играючи, пританцовывая, Уитли вплетает убийства в ткань повествования, да и само повествование поражает простыми и широкими образами. За этой легкостью кроется большой опыт, который перерабатывается и выплескивается интуитивно, искренне, без намеренной мудрёности.

Г-жа 13888 сказала, что Уитли умеет вытаскивать демонов из подсознания. Я думаю, демон сидит в душе самого Уитли. Слишком уж много у него семейных драм и саморазрушения. Подобное может создать только человек, который знает о человеческой тьме не по наслышке. Я могу сравнить Уитли лишь с Палаником. Этим ребятам было бы о чем поговорить, и что сотворить вместе!

Но если Паланик изучает разные пути выражения саморазрушения, то Уитли упрямо вгрызается в тему убийств. Убийство - это не просто последний аргумент, как назвал его Уитли. Это самый сильный аргумент, сильный настолько, что будучи не в силах его осознать, мозг просто вынужден обращаться к героям, пытаясь понять: что же это за люди такие?! Невероятный диссонанс между неоправданной жестокостью и простотой и открытостью заставляет зрителя понимать весь трагизм жизни обычных людей.

Уитли доводит убийства до такого предела, что они теряют всякую значимость. Примерно то же сделал "художник" из полудокументального фильма Бэнкси: снова и снова повторяя изображение, он делает из искусства полное ничто, стирает саму сущность его, но когда исчезает сущность произведения искусства, обнажается само искусство, или же то, что за него выдается. То же делает Уитли: доводя убийство до высшей степени абсурда, превратив его в обыденность, он стирает само событие, обнажая скрывающееся под ним движение души.

Раз! Два! Три! Умри! - Sightseers - 2012

Страна: Великобритания
Режиссер: Бен Уитли
Актеры: Элис Лоу, Стив Орам, Эйлин Дейвис, Роджер Майкл, Тони Вэй, Симус ОНилл

Британское кино, Аллегория, Роад-муви, 2012, Драма, Хорошее кино, Режиссеры, Уитли, #осеньосень, #10фильмов

Previous post Next post
Up