[весь мир показался слишком грубым] Да, этих чудаков (которые укоряют) всегда находится много. Помню, читал у какого-то восточного любомудра: если бы вынутый из плавильного горна размягчённый металл, по которому стал бить молотом кузнец, вдруг стал ему говорить: да ты не так бьёшь!.. надо мягче... - то этот кусок железа следовало бы назвать зловещим!.. То есть, это злой дух говорит. Это общая метафора, она собирает всех этих недовольно бурчащих чудаков под свои крылья. В том числе и Мережковского, которому всё вокруг, весь мир показался слишком грубым. Ну, при виде "зверихи" Эсесесерии показаться поэту может что угодно, но философу Дмитрию Сергеевичу надо бы подумать, что "грубости", происходящие в бывшей Россiи - это быть может просто наказание и урок!?.
Доброе, злое, ничтожное, славное, - Может быть, это всё пустяки, А самое главное, самое главное, То, что страшней даже смертной тоски, -
Грубость духа, грубость материи, Грубость жизни, любви - всего; Грубость зверихи родной, Эсэсэрии, - Грубость, дикость - и в них торжество.
Может быть, всё разрешится, развяжется Господи, воли не знаю Твоей, Где же судить мне? А все-таки кажется, Можно бы мир создать понежней!
1930
"Самое главное!.." - Самое главное, чтобы жить сколько-нибудь осмысленно, - это действовать хотя бы на основных жизненных развилках в согласии с волей Бога. И правильно автор говорит, что "Господи, воли не знаю Твоей..." - иначе не высказывал глупого желания: "Можно бы мир создать понежней!" а подумал бы получше, помолился бы побольше... и догадался бы, что Господь создал мир именно таким, каким его задумал! А поскольку Бог всеведущ и всемогущ, то мир, созданный Им как Абсолютным Автором, - ровно такой, какой и нужен! Ему, а следовательно - и нам!