"ПОДЛИННОЕ" ЗВУЧАНИЕ АЙЯ СОФИИ

Mar 12, 2020 00:10

[...моделируются и воссоздаются звуки византийских церквей...]
Сегодня аудиотехнология позволяет моделировать акустическую среду определенного места и воспроизводить её в другом месте. Посредством процесса, называемого «сверточная реверберация», звук концертного зала или клуба становится, так сказать, "переносным", а музыкальные исполнители в студии могут звучать так, как будто они выступают в Карнеги-холле, или внутри пещеры или зернохранилища.

Также моделируются и воссоздаются звуки готических соборов и византийских церквей. Это - акустическая среда, которую можно сохранять для потомков в цифровых записях, даже если сами эти архитектурные формы разрушаются временем. Эта технология дала возможность представлять музыку прошлого в том виде, в каком она звучала сотни лет назад, и в том виде, в котором она существовала изначально.

Музыка формировалась в определенных естественных ландшафтах и искусственных архитектурных средах, последние всё время развивались и совершенствовались, улучшая свою акустику. Средневековые христианские храмы специально проектировались и строились для мистерий веры, литургий и гипнотических песнопений, которые характерны для духовной музыки того времени.

В готическом соборе такая музыка прекрасна. Клавиша остаётся нажатой, ноты длинные, ритма почти нет, и под сводами вибрирует звук. Архитектура на самом деле улучшает музыку.

Да, особенно в случае с православным собором Святой Софии Константинопольской. Построенный в 537 году , он когда-то был самым большим зданием в мире. В своё время это было невероятное и впечатляющее инженерное достижение. Здание хорошо сохранилось и всё ещё очень цельное, но после 1453 года, когда Османская империя захватила город, и огромная церковь стала мечетью, христианская музыка и пение больше в нём не звучала, она была под полным и строгим запретом.

Теперь (то есть, в последние десять лет или около того), спустя более 500 лет, мы можем услышать то, что слышали люди раннего средневековья в огромном и массивном византийском соборе, благодаря работе двух профессоров Стэнфорда, историка искусства Биссеры Пентчевой и Джонатана Абеля, который преподает компьютерную музыку и изучает, как он говорит, «анализ, синтез и обработку звука».

Музей Святой Софии разрешил Пентчевой и Абелю в нерабочие музейные часы напустить в подкупольное помещение воздушные шары и записать меняющуюся от перемещения шаров акустическую картину. Этой информации было достаточно, чтобы создать модель акустической среды Софии.

Пентчева, которая сосредоточила свою работу «на реанимации средневекового искусства и архитектуры», применила цифровой фильтр, разработанный Абелем, к конкретным исполнителям. И смогла тем самым «реанимировать» звучание высокого греческого православного пения, как это звучало когда-то в святая святых Византийской империи. «На самом деле это нечто, что находится за пределами всего человеческого, и звук пытается передать это», - говорит она. - «Это послание из Царствия небесного».

В ролике можно увидеть, как хоровая группа Capella Romana исполняет византийские песнопения с применением фильтра Айя Софии. Только в прошлом году ансамбль выпустил альбом песнопений «Потерянные голоса Святой Софии», используя фильтр. Это собрание музыки, столь же ценное для нашего понимания византийского искусства, как отреставрированная мозаика или реконструированный собор.

Слушать неторопясь и в хороших наушниках или на качественных акустических колонках:

image Click to view



image Click to view

за пределы, ступеньки внутрь, христианское искусство, музей, музыка, musica nativa

Previous post Next post
Up