Нет более мафиозной мафии, чем среди творческой интеллигенции. Принцип семьи здесь укоренён даже сильнее, чем в науке.
Посмотрел вчера на ночь "Закрытый показ", где был представлен "художественный" фильм "Юрьев день".
Не люблю высказываться на злободневность, но тут произошло, на мой взгляд, экстраординарное событие - порвалась крепкая социльная паутина, которую давно соткала группа семей, наследующих ещё большевистским комиссарам по культуре (а они, в свою очередь дореволюционным либеральным и антинациональным деятелям). Образовалась дыра, в которую можно заглянуть и увидеть нечто весьма любопытное.
Национальные мыслители давно обращали внимание на методы интернациональной интеллигентской группировки, обосновавшейся в России и последовательно пробиравшейся наверх, преодолевая сначала зону оседлости и ограничения в праве на образование, а потом и сопротивление старой элиты. А пробравшись под видом "гонимых" наверх, начали устанавливать свои негласные ограничения для "местных". Писали об этом, начиная с Гоголя и Достоевского. А, кажется, Розанов так вообще прямо высказался, что эта группа на внешнем плане может даже демонстрировать публике "среди себя" разные позиции, противоречия и споры, но в ДЕЙСТВИЯХ у них всегда согласованность - работа на один и тот же результат и интерес, который состоит в занятии главенствующих позиций, в усилении влияния своей группировки, то есть, в конечном итоге, приобретение всё большей власти и материальных ресурсов. С тех пор задача захвата ими уже давно решена, осталось только удержание. И окончательно раскрыл пружины действия этой мафии Галковский (см., напр., его работу "80 лет вместо"), после которого остаётся только иллюстрировать его концептуальную модель всё новыми и новыми примерами.
Зная этот ключ, наблюдение за деятельностью Александра Гордона становится весьма содержательным. Сразу становится понятным подбор участников для его ТВ шоу. На подборе всё и держится. Приглашаются не те, кто мог бы осветить тему глубоко и неожиданно, а наоборот, кто будет говорить "ожиданно". Ведь приглашая ту или иную "говорящую голову", то есть, зная заранее, что она скажет и как, очень легко выстраивать нужный результат. Так в "Гордон Кихоте" русские дурачки (никакие не юродивые, а именно дурачки) вроде Бурляева используются "втёмную" для дискредитации любого национального явления пусть даже неопасного интернациональной власти, пусть даже ненужного самим русским, но всё-таки национального. А критика уж совсем идиотских культурных явлений, но "своих"! вроде "Оркестра Турецкого", хоть и прочитывается как критика городскими образованными евреями местечковых, работает всё равно на пиар этих явлений.
Да, ну так вот, где же образовалась дыра? А очень просто: взыграла "гордонова гордость". Из-за личной неприязни А.Гордона к режиссёру "Юрьева дня" К.Серебренникову, хотя я не исключаю, что и она - только разыгранный сюжет для увеличения пиарной силы передачи, можно было увидеть скрытые ниточки гордоновских шоу. Во-первых, сам фильм страшно неталантливый и нехудожественный, сделанный будто людьми никогда не учившимися мастерству... благодаря уже наработанной репутации Гордона как "грубияна даже среди одесских биндюжников" приобретает ореол гонимого (универсальное клише!) критикой. Во-вторых, актриса Рапопорт, для окончательной раскрутки которой (ну, то есть, это будет звезда первой величины, о чём уже дружно говорит своя критика по всем своим каналам), подозреваю, только и были выделены семьёй или семьями деньги на этот фильм , из-за прямого высказывания Гордона: "роль очень плохо сыграна" приобретает ореол исполнителя необычайной глубины... ну как в том же их анекдоте: "всю Одессу удовлетворяет, а тебя - нет?!"
И вот две цели: 1) оправдание идиотского фильма (деньги потрачены не зря) и 2) раскрутка Рапопорт - достигнуты. Для этого может быть использовано что угодно, вплоть до личной неприязни двух деятелей из одной группы. Да, достигается ещё одна попутная, но и перманентная и почти техническая цель - укрепление репутации самого Гордона как крутого и нелицеприятного критика, ну то есть, утверждение в медиа пространстве образа "Гордон Кихота". Остальное технические подробности. Отметил бы среди них использование уже не просто очередного русского дурачка, а русской учёной дуры - Н.Нарочницкой. Как известно, нет большего дурака, чем дурак учёный. Её дурость и способность говорить много и абстрактно по национальному вопросу использованы Гордоном блестяще: русская тема в её исполнении кажется чем-то скучным и ненужным.