Фуд-фотосъемка - весьма востребованное направление, ведь вкусная еда всегда радует глаз. Но работы английского фотографа Карла Уорнера занимают особенное место в фуд-фотографии. «Съедобные пейзажи» - так он сам называет свое творчество. Мясо и рыба, овощи и фрукты, хлеб и сладости преображаются в невероятно реалистичные и детализированные зарисовки. Корабли, уходящие за горизонт сквозь бурное море, Великая Китайская стена и Эйфелева башня, горы, равнины, поля и леса - вместе со своей командой фуд-стилистов фотограф создает целые миры, все детали которых можно съесть.
Фотографии Уорнера хочется рассматривать бесконечно. У читателей будет такая возможность - статью завершает большая подборка «съедобных пейзажей». Но сначала предлагаем узнать, как они создаются. Под катом - интервью с Карлом Уорнером + фото и видео со съемочной площадки.
Вы считаете себя художником или фотографом? Опишите свою карьеру в нескольких словах.
Я перепробовал много профессий: успел побывать неудавшимся иллюстратором, несостоявшимся арт-директором, ленивым фотографом-пейзажистом и еще более ленивым «предметчиком». Вся эта бурная деятельность принесла мне незамысловатую мысль: нужно постараться найти такое занятие, в котором станешь классным специалистом за счет знаний в тех областях, где не очень-то преуспел. Да, мне потребовалось 47 лет жизни, чтобы понять это, но мой путь к этому знанию был весьма насыщенным.
Чьи советы больше всего повлияли на Вашу карьеру?
Я начал снимать в середине восьмидесятых - это было богатое, беззаботное и изобильное время. Я работал ассистентом опытного фэшн-фотографа и был очень вдохновлен его работами и тем, что происходило в индустрии. Но я понимал, что вскоре мне придется решать, в какую сторону мне расти и развиваться как профессионалу. Мой патрон не настаивал на чем-то определенном, но ясно давал мне понять и подчеркивал, что мне нужно выбрать четкий путь развития и следовать ему, а не плыть по течению и подстраиваться под ситуацию. Погоня за деньгами, а не за красивыми фотографиями - вот что сгубило множество талантов в то время. Я же, хоть и набил порядочно шишек за время своего профессионального роста, с самого начала понимал, что отличные фотографии и страсть к своему делу - вот секреты успеха в мире фотоискусства.
На Ваших съемках используется множество различной фототехники. А без какого инструмента Вы точно не сможете обойтись?
Без моего блокнота и остро отточенного карандаша. Именно на страницах блокнота зарождаются идеи моих работ, там я набрасываю эскизы. Вовремя «ухватив» идею и сделав набросок, я обсуждаю его с заказчиками и редакторами, а также посвящаю в свои планы команду фуд-стилистов и ретушеров. Впоследствии, в процессе съемки и постобработки, я стараюсь ориентироваться именно на эти первоначальные эскизы, чтобы передать настроение и атмосферу в кадре.
Насколько сильно в Вашей работе задействован Adobe Photoshop?
Конечно, Photoshop - это очень важный инструмент в моей работе. Перед съемкой в нем я раскрашиваю свои наброски и прорабатываю световые схемы. Непосредственно в процессе работы в студии Photoshop помогает нам прикинуть, как визуально дополняют друг друга разные продукты, понять, насколько гармонично картинка выглядит в целом. Ну и после съемки, само собой, мы используем программу по прямому назначению - для ретуши и постобработки. С помощью программы мы удаляем лишние детали, работаем с цветом и композицией. Фактически, без Photoshop я бы не смог делать работы того уровня, на котором нахожусь сейчас. Вместе с тем, я часто слышу, что на моих работах «все нарисовано». Это неправда - основная часть работы делается на этапе подготовки к съемке, и это видно на фото и видео из закулисья.
Опишите, пожалуйста, примерную последовательность действию по созданию «пейзажа».
Для меня очень важно как можно более детально представить готовый результат до того, как я возьмусь за камеру. Множество вещей может запустить мое воображение: пожелание заказчика, увиденная кулинарная книга или меню в ресторане, даже фильм, музыка, книга или путешествие. Как только у меня в воображении формируется окончательный вариант пейзажа, я начинаю зарисовывать его в блокноте и размышлять, какие продукты использовать и как их расположить. На готовом эскизе подписываю, из каких продуктов сделаны те или иные части. Дальше в дело вступают фуд-стилисты, дизайнеры и ретушеры, которые превращают набросок в законченный «пейзаж».
Дизайн, подготовка натюрморта, установка и настройка освещения, сама съемка - всё это «дело техники». Съемка, несомненно, доставляет мне огромное удовольствие - но по сути это лишь процесс решения технических задач, чем что-то творческое - всё волшебство уже совершилось в моем воображении. Полное и законченное представление того, над чем собираешься работать помогает задать планку визуального качества. Если готовый результат превосходит самые смелые ожидания - это приятный бонус. Часто качество нашей работы заставляет зрителя поверить, что «съедобный пейзаж» - не придуманный и искусственный, а реальный. Тем не менее, я стараюсь не впадать в перфекционизм - из-за этого финальная картинка может потерять живость, выглядеть «стерильной» и формальной. Всяких мелких неожиданностей в работе не избежать - и это зачастую может изменить первоначальное видение в лучшую сторону.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее о создании одной из своих работ?
Расскажу о пейзаже с джонкой. Теплое освещение и золотистые тона передают мое воспоминание о «Золотом веке» Древнего Китая - тогда он был торговым и культурным сердцем Азии. Квинтэссенцию моего представления о Древнем Китае я воплотил в этой картинке: на фоне традиционного китайского ландшафта рассекает волны всемирно известный китайский торговый корабль - джонка.
Джонка на среднем плане и пристань на переднем выполнены из съедобных кореньев (они до сих пор используются в китайской кухне и медицине), мачты сделаны из палочек корицы, паруса - из листьев лотоса. Корабль был изготовлен моим моделистом Полом Бейкером на основе чертежей настоящей джонки.
Затем мы расположили съедобную джонку на листьях китайской капусты пак-чой, которые должны были изображать бурные морские волны. Стоит отметить, что покрытая капустными волнами поверхность в итоге заняла большую часть студии - нам пришлось покрыть листьями салата расстояние около полутора метров от джонки до камеры и еще около девяти метров от джонки до дальнего края кадра.
Я хотел передать в кадре ощущение, возникающее, когда низкое закатное солнце рассеивает золотыми лучами тучу прошедшего шторма. В качестве солнца я использовал обычную лампу накаливания и минимально заполнял тени. Роль клубящихся грозовых облаков на этот раз играли листья китайской горчицы кай-чой - мы снимали их отдельно, а затем вставляли в картинку в Photoshop.
Финальное изображение получилось визуально нагруженным, со множеством мелких деталей - на мой взгляд, это передает то чувство изобилия и разнообразия, визуального и эстетического, которым так славилась китайская культура.
Во время фотосессии сколько кадров Вам требуется сделать, прежде чем Вы поймете, что довольны результатом?
Придуманная мной картинка создается из неодушевленных предметов непосредственно у меня перед камерой. Пробные кадры нужны для того, чтобы оценить расположение и освещенность каждого элемента. Кадр, в котором все детали встанут на отведенные им на эскизе места, тотчас же станет последним в фотосессии.
Какая Ваша любимая работа в цикле «съедобных пейзажей» и почему?
Моя любимая фотография - «Рыбное море». Эту работу я снимал по заказу компании «Findus» - производителя консервов из Швеции. Заказчик хотел, чтобы в работе я использовал рыбу и морепродукты, и чтобы пейзаж напоминал о фьордах и архипелагах Швеции. Работа получилась чрезвычайно атмосферной, словно заряженной холодным духом севера. Мне кажется, я никогда не устану смотреть на нее - перед моими глазам возникают все те трудности, с которыми ежедневно сталкиваются рыбаки в тех дальних краях.
Какое, на Ваш взгляд, чувство должно возникнуть у зрителя при знакомстве со «съедобными пейзажами»?
Люди очень часто удивляются и спрашивают у меня, каким образом в моем воображении родились такие странные идеи и концепты. Спрашивают так, как будто мои работы - это что-то из ряда вон выходящее! А я просто взял одну из множества своих идей и дал ей развиться в выбранном направлении. Было бы здорово, если бы мои работы натолкнули зрителей на мысль, что ум и воображение - мощнее любого спорткара, но, в отличие от него, доступны каждому в любой момент. Не давайте своему болиду-воображению застаиваться в гараже, пока вы управляете бледной, унылой малолитражкой. Думаю, если бы мы не сковывали полёт собственной фантазии, человечество бы стало гораздо более счастливым.
Единственная программа по обучению фуд-фото и фудстайлингу
С 15 по 17 марта действует льготный период на фотокурс Сергея Мартьяхина и Наталии Агладзе
«Фуд-фотография и фудстайлинг». Уникальный фотокурс от двух признанных мастеров данного направления предполагает комплексное и всестороннее изучение всех аспектов фотосъемки продуктов питания.
Как создать «съедобный пейзаж». Видеоурок от Карла Уорнера
You can watch this video on www.livejournal.com
Фотографии Карла Уорнера
Больше фотографий