Странный мир в его голове…

Mar 02, 2013 23:57

Ничего более странного, чем новый фильм Лео Каракса "Корпорация "Святые моторы", я не видела…
В прологе спящий человек просыпается от шума волн, слышного в его комнате. Он обнаруживает в стене потайную дверь, сквозь которую входит в тёмный зал кинотеатра, где неподвижные зрители смотрят фильм, звуки которого и разбудили героя. Почти как у Гофмана, помните его сказку о человеке, который нашел у себя в спальне потайную дверь в оперный театр?
А дальше режиссер показывает один день из жизни человека по имени месье Оскар, который перемещается по Парижу в длинном белом лимузине с личным водителем Селин и перевоплощается, примеряя на себя разные роли: пожилого банкира, сгорбленной старушки, которая собирает милостыню, господина Дерьмо (из снятой Караксом части фильма "Токио!"), который через канализационный люк проникает на кладбище, где происходит фотосессия модели, которую безобразный персонаж похищает и приводит в подземелье. Там он перекраивает ее одежду, чтобы та скрывала лицо и плечи и засыпает, положив голову ей на колени, а модель поет ему колыбельную…
Дальше перевоплощения месье Оскара продолжаются… затем следует "антракт": в строгом пустом католическом соборе, освещенном только язычками горящих свечей Оскар играет на аккардеоне, а из-за колон собора выходят новые и новые музыканты и присоединяются к нему, и вот за Оскаром уже движется целая толпа аккордеонистов… и новые перевоплощения...
Нужно сказать, что в фильме Каракса много театральности, много переодевания, масок, которые примеряет на себя Оскар, вместе с которыми он примеряет на себя и судьбы других людей… много улиц Парижа, много фишек арт-хауса, музыки и уродства, возможно потому, что уродство бессмертно, а красота всегда погибает… и мало диалогов и монологов…
Театральностью наполнены и последние сцены: поставив лимузин в гараж, Селин тоже надевает на себя маску, а лимузины, оставшись одни в темном гараже, мигая фарами, начинают обмениваться репликами по поводу прошедшего дня…
Ощущение, что весь фильм соткан из отдельных пазлов… из отдельных зарисовок, картинок, фрагментов жизни разных людей… Но проживая чужие жизни, Оскар не успевает прожить свою, и когда случайно встречает свою бывшую возлюбленную Эву, то чтобы наверстать потерянные 20 лет жизни у него есть только 20 минут… Но это не возможно, даже у Каракса…
Что можно отыскать на этажах, закрытого на ремонт универмага, среди слоя строительной пыли и сломанных манекенов?..
И вот ночной Париж ложится к ногам героев, поднявшихся на крышу универмага… и в эти ночные огни Эва уходит… навсегда…
А Оскар? Он тоже уходит… опять исполнять свою следующую роль… к жене и дочери, которыми оказываются обезьяны…
Как понять Каракса? Что он хотел показать? Жизнь реального человека, который на протяжении одного дня проживает разные роли и меняет маски, и сам себя теряет за лицами и масками и тонет в своем одиночестве? И когда же он может быть настоящим? Ночью в компании животных, в данном случае обезьян или собак, которые часто присутствуют на постели рядом со своим хозяином в других сценах фильма? Да и на что мы тратим драгоценное время? Если соотнести сколько времени мы отводим делам и сколько любимым?..
Возможно, что Каракс тоже задавался этими вопросами, ведь этот свой фильм он посвятил умершей жене…
Возможно поэтому так остро и звучит сцена на крыше… сцена смерти Эвы… И возможно вот она главная мысль фильма: когда любимая говорит, что у нее только 20 минут, отнестись к этому нужно серьезно…
Да, странный Каракс наталкивает на странные мысли…
А вообще в фильме звучит красивая музыка и присутствует не менее красивая Кайли Миноуг в роди Эвы… и когда ничинаешь смотреть, почему-то весь этот сюр, нуар и бред хочется досмотреть до конца… испить до дна весь этот безумный и в каждом своём кадре неслучайный коктейль из фантасмагории и калейдоскопа удивительных образов, живущих в удивительной караксовой голове и шагнуть за пределы его мира, такого странного и такого одновременно ранимого, хрупкого и трогательного…
Так что всем, кто еше не видел творение Каракса хорошего просмотра, а у меня странный вечер удался!)

бредовое, послевкусие, французское, впечатления, кинозал, одиночество, комната мыслей, маска, вечернее, любовь, свечи

Previous post Next post
Up