Понадобилось нам отвезти что-нибудь сувенирное на подарки. Семейный совет постановил: рыба, самая простая донская таранька вызывают больше всего радости у людей. Не могу поспорить: перед глазами как сейчас картинки из детства и типичный кубанец (не кубинец, хоть кто знает), радостно вгрызающийся в рыбешку.
Отчего-то я сама первая отбраковала азовский базар, решили идти "со взрослыми и опытными" на ростовский. Наметили дату, но не получилось, и я сама отправилась на рынок в Азове.
Батюшки, как я могла подумать, что "у нас в Азове уже мало продают рыбы, там будет какой-нибудь несвежий тухляк, давайте лучше в Ростове". Длинный ряд активно зазывающих бабушек, горы рыбы, связки свежайшей рыбы. И один мужчина. У мужчины я купила рыбца и быстренько разобралась для себя, чем рыбец визуально отличается от тарани (из меня тот еще знаток, "не мог от ямба от хорея, как мы ни бились, отличить").
Купила тройку средних лещиков - вот леща я узнаю из тысячи рыб, за эти соленые жирные ребрышки могу душу продать!
Выбрала аппетитную лопающуюся от соков чехонь. И наконец, тарань. Таранька, мелкая таранька в связке по десять штук (не принято у мелкую рыбу продавать на килограммы, усе на глаз и на счет).
Дважды звонила Игорю: что лучше? что вкуснее? тарань - это не так круто, как рыбец, или все же самоценно? Ткнула пальцем на связку тарани, бабушка стала ее заворачивать в газету, олдскул рулит. И говорит такая загадочно: "Это она снаружи тарань, а внутри - вот что будет!", - и тычет на голову осетра на цветной статье на обложке. В принципе, мне и так было очевидно, что это за статья, но все же я отыскала глазами название конторы. Я там работала, говорю... Не стала уточнять, че и как. Она такая: да-да, там осетров разводят, у нас там родственник Виктор Иванович работает. Стала я вспоминать, кто такой Виктор Иванович, предложила пару фамилий и предположила пару родственных связей. Ничего не подошло, но давно там этот Виктор Иванович трудится, да еще с женой. Кто ж такой? Естественно, бабушка сказала ключевое: "Ваш профессор". Весь Кагальник говорит именно так.
Итак, на азовском рынке соленую рыбу продают бабушки из Кагальника. Что, впрочем, совершенно очевидно!
Послесловие.
Ароматы на всю кухню, мне уже мерещатся эти жирные вкусные рыбные внутренности. Купила пива, помидоров и картошки, жду Игоря. Сейчас что-нибудь достанем из газетных свертков. И почему вы вообще ничего не покупаем в этих рядах?
...А потому что соленой рыбой люди всегда угощали друг друга. Недавно на Петровском бульваре незнакомый дедушка заговорил со мной об упадке современной азовской архитектуры, прослезился моим умным речам (хе-хе), рассказал, где конкретно он рыбачит под Павловкой, и угостил соленой таранькой, мелкой-мелкой, но от души.
"Взрослые и опытные" прослушали мой отчет и спросили: "А шамая? Ты спрашивала у них шамаю?". Нет, говорю, нельзя, так нельзя, я законопослушный гражданин (шамая, типа, занесена в Красную книгу). Ну и дура, ну и глупая женщина, был мне ответ. Ребята, скажите, я уже и не помню, чем так хороша эта шамая, что даже по ростовскому базару водят телевизионщиков из Москвы и из-под полы ищут эту рыбу.
Ранее на тему известного села Кагальник:
Нагон воды в с. Кагальник Азовского района (25 апреля 2015 г.)