Что необходимо знать предпринимателю. Анализ прав потребителей. Часть II.

Jan 24, 2017 15:31

Очень часто при реализации товаров можно увидеть нарушение действующего законодательства в виде ненадлежаще оформленных ценников, либо полного их отсутствия.

Иногда на ценниках указана цифра (цена товара), но без указания валюты, за которую ведется реализация товаров, что также является нарушением действующего законодательства (непредоставление полной и достоверной информации, введение потребителя в заблуждение).

В соответствии со статьей 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
- цену в рублях,
- срок службы или годности товаров,
- адрес (местонахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера,
- информацию о правилах продажи товаров.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ "О защите прав потребителей" На продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

Более подробно о правах потребителей и рисках предпринимателей я писала с статье "Что необходимо знать предпринимателю. Анализ прав потребителей".

Следует учитывать также, что согласно ч.2 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 29 ГПК РФ иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту, или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
жительства или пребывания истца;
заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Поэтому, если дело все-таки дойдет до суда, следует учитывать и возможные расходы на проезд по месту жительства, либо пребывания истца (потребителя).

Необходимо также знать, что потребитель, которому реализован товар, либо оказана услуга ненадлежащего качества вправе обратиться за защитой своих нарушенных прав в правоохранительные и надзорные органы, в том числе в:
•        Администрацию области;
•        Прокуратуру;
•        ГУ МЧС России по области (пожнадзор);
•        Комитет промышленности и торговли;
•        Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (Роспотребнадзор);
•        Уполномоченному по правам человека,
•        Полицию и др.

Чаще всего потребители обращаются в Роспотребнадзор.
Согласно информации Роспотребнадзора по Волгоградской области по состоянию на 14.11.2016 года - за 9 месяцев 2016 года на нарушения прав потребителей поступило 3 883 обращения, что составило 47% от общего числа обращений.
По сравнению с аналогичным периодом 2015 года число обращений увеличилось на 14%.
На информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей было размещено 234 материала.
Принято участие в 86 судебном заседании в качестве органа, дающего заключение по делу (2015 - 71). В защиту конкретного потребителя было подготовлено 9 исков, в 3 раза больше, чем в 2015 году (3 иска), в настоящее время удовлетворены 4.

В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» с января 2017 года изменяются требования к рассмотрению Роспотребнадзором (его территориальными органами) обращений потребителей как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».
Указанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор (его территориальные органы) является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентирована положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, вышеназванными новеллами фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.

Чтобы избежать негативных последствий незнания, либо неправильного применения норм действующего законодательства, необходима профессиональная юридическая поддержка.

С уважением,
Ваша Панферова Ольга.

бизнес, юрист, закон, предприниматель, право, #ВолгоградскийОбластнойЮридическийЦентр, потребитель

Previous post Next post
Up