Доставляя счастье. От нуля до миллиарда

Jan 06, 2011 16:09

"Доставляя счастье. От нуля до миллиарда: история создания выдающейся компании из первых рук" Тони Шей (Tony Hsieh Delivering Happiness. A Path to Profits, Passion and Purpose).



«Доставляя счастье» - книга Тони Шея, СЕО крупнейшего американского интернет-магазина обуви Zappos.com. Да, «Доставляя счастье» - это дословный перевод Delivering Happiness, но более верный на мой взгляд вариант - «Из жизни Тони Шея, CEO Zappos.com». В книге он рассказывает много о себе, о своем предпринимательском опыте и, конечно, о том как строился Заппос. У нас он известен не многим, поэтому приведу краткую информацию:
Основан в 1999 году, продан Amazon.com за 1.2 млрд долларов в 2009 году. Оборот более 1'000'000'000 долларов в год. На данный момент самый большой в интернете магазин по продаже обуви и одежды. В компании работает более 1'500 сотрудников. Подробнее на Wikipedia (eng).
Это тот самый магазин, о котором Дэвид Хенссон из 37signals при рассказе о выборе идеи стартапа говорит «They sell f*ckin' shoes». Типа не изобретайте велосипед, а хорошо реализовывайте уже имеющиеся идеи. Возможно, по этому пути пошли Fast Lane Ventures, делающие копию Zappos.com в России. Интересно, как сложится судьба этого проекта.

Комментарий по переводу: почему-то вместо устоявшегося словосочетания «вау-эффект» используется «вау-чувство». Есть и другие нарекания.



Первая часть книги откровенно не понравилась. Во-первых изза стиля изложения, во-вторых изза присутствия банальностей в духе сравнения бизнеса с игрой в покер:
  • Занимайтесь самообразованием. Читайте книги, учитесь у предшественников
  • Учитесь на деле. Теория - это прекрасно, но ничто не заменит реального опыта
  • Выигрыш одной партии не означает, что вы хороший игрок и что вам не нужно больше учиться. Возможно, вам просто повезло

Хотя, конечно, фан тоже есть. По поведению Тони напоминает многих моих друзей. В следствии этого, в отличии от других бизнес-книг, просыпается дух стартаперства при прочтении. «Он такой же как и ты», только «берись и делай» как говорит Бренсон.
Сначала Шэй начал работать в Oracle, но ему это быстро надоело и он оттуда ушел делать свои проекты. Первым бизнесом стала как ни странно веб-студия, которую он основал с другом. Это тоже быстро ему надоело и в 1996 Тони Шей все с тем же приятелем основал Link Exchange - баннерообменную сеть, проданную Microsoft за 265 млн долларов в 1998. А в 1999 году зародился Zappos.com - сначала как один из проектов, проинвестированных свежеиспеченным фондом Шея, а уже в 2001 взятый им под полный контроль.

А вот, вторая и третья часть - то, что я и хотел узнать о Zappos но боялся спросить.
Шей рассказывает, как им удается поддерживать высокий уровень обслуживания клиентов. Ведь это один из «китов», на которых держится компания. Например, они стараются доставить вам заказ за 1 день, вместо обещанных 7. Также, если заказ поступит до 12 ночи, его могут доставить уже к 8 утра! Для этого основной склад расположили вблизи центрального хаба UPS (United Parcel Service, eng).

Zappos.com старается приятно удивлять клиентов, предоставляя дополнительный сервис. Cуществует возможность вернуть купленный товар в течении года (sic!) после покупки. Забота впечатляет. В пример также приводится история о том, как на одной из тусовок его друзья не смогли заказать в отеле пиццу в номер. Кто-то из них в шутку предложил позвонить в Zappos для решения ситуации. Эксперимент удался и оператор продиктовала телефоны ближайших пиццерий, работающих 24 часа. Все это CEO Zappos и называет вау-эффектом, вызывающим вирусное распространение информации о вашей компании. Он советует добиваться его в любом бизнесе.

Второй уникальной чертой компании он называет корпоративную культуру. Отношения в команде похожи на семейные. И это результат многолетней работы в этом направлении. Например, в начале каждый сотрудник должен пройти обучение и практику в колл-центре. И тот, кто уйдет во время первого месяца работы получит 2000 долларов. Таким образом отсеиваются «чужие». Вообще описание создания уникальной рабочей атмосферы напоминает книги о Starbucks.
Шей также указывает на ошибки, допущенные им в Link Exchange, когда они брали на работу почти всех подряд в период бурного роста (из подходящих кандидатов, конечно). Это привело к тому, что через некоторый период он уже работал не в команде единомышленников.

В целом книга понравилась. Очень радует тот факт, что книг о стартапах становится все больше.

Маркетологам, владельцам бизнеса и тем, кто хочет построить клиентоориентированный сервис читать обязательно. Общая оценка: 4 из 5.

Доставляя счастье, 4, tony hsieh, Тони Шей, delivering happiness

Previous post Next post
Up