В гостях у русско-украинской диаспоры Бразилии

Mar 04, 2018 00:49

Продолжаю изучать Бразилию, в том числе с необычных ее сторон. Переместился из Рио-де-Жанейро в Сан-Паулу - экономическую столицу страны, огромный город, мегаполис. Поселился здесь у русско-украинской бразилианки - девушки. Она родилась и всю жизнь живет в Бразилии, но знает русский язык, хоть разговаривает с акцентом и не все слова может сразу припомнить. Так началось моё знакомство со здешней диаспорой.

Гости из Украины тут нечасты, поэтому меня пригласили на званый ужин к ее родителям. А там подтянулся еще дядя, племянница. Родители же - очень интересные люди, уже престарелые, лет 65-70-ти. Отец моей хозяйки - потомок белоэмигрантов, которые после революции 1917 года остались в Китае, в Харбине. Я долго расспрашивал их о перипетиях судеб людей, которых из нашей большой Родины катаклизмы и перевороты 20 века разнесли по всему белому свету.

20-30-е годы жили они в Китае, дедушка там и родился и жил до 11 лет. Всё это время у их семьи не было гражданства - Российская империя канула в лету, а СССР давать свой паспорт белоэмигрантам не собирался. Так и жили люди десятилетиями, не имея принадлежности к какому-либо государству. В 1940-х переместились из Китая, становящегося коммунистическим, в Бразилию, которая тогда активно принимала мигрантов из-за границы, и поселились в Сан-Паулу.

Также любопытно, что их семья, Мельниковых по фамилии, жила в Китае еще до революции, они приехали в бывший тогда фактически русским Харбин еще при строительстве железной дороги, которая, как известно, создавалась в Манчжурии нашими соотечественниками. А изначально они из Киева (!), но уехали оттуда более ста лет назад.

А мама моей хозяйки попала в Бразилию также ребенком, но это была другая история. Они из Украины, с поселка под Краматорском. Когда началась Великая Отечественная, немцы захватили Донбасс и начали увозить оттуда людей в трудовые лагеря в Германию. Так увезли бабушку моей хозяйки, а она уже родилась в лагере - в Мюнхене. Когда война подошла к концу, многим стало понятно, что возвращаться на родину в СССР опасно - тогда сидевшие в Германии в фашистских лагерях считались предателями, и их сразу по возвращении домой отправляли в ГУЛАГ. Поэтому они приняли решение остаться за границей, и переехали опять-таки в Бразилию.

Таким образом даже не девушка, что меня принимает в гостях, как соотечественника, а даже ее родители (!) родились совсем не у нас - а в Германии и Китае. А прожили фактически всю сознательную жизнь в Бразилии, где и познакомились. Так раскидал людей жестокий 20 век, сделавший миллионы людей изгнанниками, и навсегда лишивший их возможности вернуться в родной дом.

Я с интересом слушал несколько часов о жизни нашей диаспоры в далекой Бразилии, людей, которые родились и жили за далеким океаном, но на всю жизнь сохранили язык, культуру, и их дом - это маленький островок отчизны, чудом сберегшийся в окружающем многомиллионном португалоговорящем море.

Я сидел, слушал и с аппетитом уплетал пельмени, которые приготовили гостеприимные старики к моей встрече. Человека с Родины, в которой они никогда не жили.

К слову говоря, пельмени были настоящие наши, отличные! Как и компот, которым мы запивали еду.

После войны в Бразилии было много наших эмигрантов, и самые образованные из них являлись потомками белых, вынужденных бежать из страны еще в 1910-20-х годах. Всю интеллектуальную элиту растеряла тогда Россия, лучших, самых талантливых людей…

В бразильском Сан-Паулу русские педагоги по образованию организовали русскую школу, за свои собственные деньги, и поддерживали ее своими усилиями, чтобы приехавшие с ними дети не забыли, сохранили язык, традиции, знание истории и географии своей Родины. Родины по крови. И 40-е, 50-е, 60-е годы, самые трудные, ибо связей с СССР и ее жителями не было практически никаких, они поддерживали этот культурный островок, проводили уроки, учителя сами, от руки писали экзаменационные билеты, придумывали учебный план. Сами рисовали аттестаты - это всё было неофициальным, как бы нелегальным, и Министерство образования Бразилии к этой активности отношения не имело.

Деятельность эта дала глубокие плоды - даже теперь, спустя 50, 60, 70 лет в далекой Бразилии есть люди, что свободно говорят по-русски, совсем без акцента, и можно прийти к ним на кухню, мило уставленную русскими православными иконами, грампластинками, и съесть пельменей. Простых наших пельменей. Со сметаной…

Также они варят еще гречку. Бабушка с гордостью вытащила упаковку гречки и продемонстрировала мне. Как оказалось, хотя бразильцы не знают в большинстве своем, что такое гречка, и не едят ее, здесь есть один штат - Парана - в котором выращивают этот полезный продукт. Причем занимаются этим… этнические украинцы, переехавшие в Бразилию в 19 - 1 пол. 20 вв. Да, украинцы уехали за тридевять земель, но привезли с собой гречку и до сих пор едят ее! (Знакомство с этим украинским бразильским штатом мне еще предстоит, раскрою я немного свои планы).

Даже сейчас старики занимаются активной деятельностью - бабушка поет в церковном хоре в русской православной церкви, а дед профессионально переводит с русского на португальский и наоборот. В Сан-Паулу аж 3 православных церкви.

А живу я у молодой дочки, для которой историческая родина ее бабушек и дедушек - чистая абстракция. Но всё же… И она собралась, и в позапрошлом году поехала на два месяца в Москву, Петербург, в родные для ее семьи Киев, Краматорск, Мариуполь. Ощутить связь времен, ощутить единство разных уголков Земного шара, единение людей, проживающих на разных континентах, в разных политических системах. Мы зачастую очень далеко друг от друга, в тысячах, десятках тысяч километров, но как много порой между нами общего, несмотря на расстояние, что пытается разделить нас.

В интересную, очень интересную семью я попал в Бразилии…

история, Бразилия, Америка-2017/2018

Previous post Next post
Up