ИНКЛЮЗИВНЫЙ ВЬЕТНАМ

Jun 25, 2022 22:54



На вопросы отвечает специалист по Юго-Восточной Азии, житель Ханоя, выпускник Индонезийского Педагогического Университета (Бандунг) и китайского Ляонинского Технологического Университета (Цзиньчжоу, провинция Ляонин) РОМАН ПОГОРЕЛОВ

- Роман Владимирович, что оказало ключевое влияние на формирование Вьетнама в его нынешнем виде? В чем специфика этого государства? Какие факторы оказывают наибольшее влияние на состояние и развитие страны в настоящее время?

- Начнем с того, что уже само название государства - Вьетнам - говорит о многом. «Вьет» - это народность, а «нам» переводится как «южный». То есть - государство южных вьетов. Это подразумевает, что были и северные вьеты, и восточные, и другие. А исторически территория проживания вьетнамцев изначально распространялась на север - сегодня это земли Южного Китая. Соответственно, когда-то вьеты жили на территориях от устья Янцзы на юг и далее - вплоть до дельты Красной реки, где сейчас находится Ханой, один из основных центров современной вьетнамской государственности. Нетрудно догадаться, что, продвигаясь с севера, - захватывая исторические земли вьетнамцев, создавая на них смешанные государства и так далее, китайцы постепенно вытесняли вьетов на юг, а тех, кто оставался, ассимилировали. В то же время и вьеты, продвигавшиеся под давлением китайцев на юг, были вынуждены отвоевывать себе новые территории. В частности, вьеты покорили государство Тямпа, а затем отвоевали и земли, принадлежавшие Кхмерской империи Камбуджадеша.


Три части

- Поэтому современное вьетнамское государство состоит из трех частей. Так, сегодняшний Северный Вьетнам - долина Красной реки с центром в Ханое и всё, что прилегает, - это те самые исконные земли южных вьетов, а в настоящее время - еще и ключевой политический, экономический и культурный полюс страны. Нынешний Центральный Вьетнам - бывшее государство Тямпа, основным населением которого раньше были предки нынешних индонезийцев, малайцев и филиппинцев. А Южный Вьетнам - дельта реки Меконг (самой крупной реки в Индокитае), город Хошимин (бывший Сайгон) и окружающие территории - прежние земли кхмеров, а сейчас - второй по своему значению полюс культурно-экономического притяжения современного вьетнамского государства.


Таким образом, ключевое влияние на создание, формирование и развитие Вьетнама как государства изначально и вплоть до сегодняшнего дня оказывало и оказывает давление Китая. Причем, влияние это задает тон практически во всех сферах жизни вьетнамцев, и даже во многом определяет их мышление. Тем более, что за свою историю вьеты несколько раз на достаточно продолжительное время подпадали в вассальную зависимость от китайцев.

В этом, собственно, и заключается одна из отличительных особенностей Вьетнама от других стран Юго-Восточной Азии (ЮВО). Ведь этот регион, что следует из самого его названия, исторически подвержен влиянию двух крупных цивилизаций - индийской (Южная Азия) и китайской (Восточная Азия). То есть Юго-Восточная Азия изначально своего рода сплав двух культурно-цивилизационных течений, но со своей спецификой для каждой страны региона. Практически у всех народов, населяющих ЮВА, изначально были и свои государственные образования, и свои неповторимые, «эндемичные» культурные особенности. Многие из них не смогли противопоставить ничего серьезного мощному влиянию извне. Вьеты - смогли лучше других. Но факт в том, что, среди всех жителей ЮВА, именно на вьетнамцев наиболее сильно распространилось китайское влияние. С одной стороны - формирование вьетнамской нации строилось на противопоставлении себя китайцам, с другой - создание политической системы, письменности, литературы и многого другого было напрямую связано с китайской цивилизацией.

На данный момент во Вьетнаме официально насчитывается 54 национальности при общей численности населения в 98,5 млн человек. При этом 85% идентифицируют себя именно как вьеты.


Инклюзивность

- С культурно-религиозной точки зрения, здесь ситуация достаточно запутанная. С одной стороны во Вьетнаме никогда не было таких потрясений как, к примеру, культурная революция в Китае, когда весь предыдущий культурный пласт пытались полностью уничтожить и стереть из памяти. Но при этом официально, на государственном уровне утверждается, что 75% населения - атеисты. Правда, в опросах населения это звучит как «неверующие или придерживающиеся традиционных верований, таких как культ предков». И все 75% включаются именно в эту графу. Порядка 15% идентифицирует себя как буддисты. Чуть менее 10% - христиане, в основном - католики. Прежде всего, благодаря активной деятельности в стране в своё время сначала иезуитов, а затем - французов. Но вот эти 75% «неверующих», на самом деле, пропитаны «традиционными верованиями». Потому, что «культ предков» во Вьетнаме крайне почитаем. Как и многие другие элементы традиционных вьетнамских культурных основ, обычаев и верований. Они сохраняются и массово поддерживаются местным населением.

Вьетнамский алтарь культа предков
Вьетнамский «культ предков» очень похож на тот, что был распространен в «старом» Китае - современный все-таки в большей степени атеистический. Вьетнам в этом отношении намного мягче, из-за чего здесь сформировалась такая своеобразная смесь. Кстати, именно поэтому во Вьетнаме наблюдается очень большой синкретизм в религиозных верованиях - такое редко можно найти в Азии, если вообще возможно. А именно - вьетнамцы на протяжении многих столетий смешивали самые разнообразные существовавшие религиозные течения. Например, результатом такого смешения стало монотеистическое религиозное движение «Каодай», которое многие считают сектой. Это смешение буддизма, даосизма, конфуцианства и христианства в некую отдельную систему. Оно появилось еще в 1926 году, существует и по сей день. Пик популярности движения приходился на 1945-55 годы, когда оно получило автономию. У него были собственные вооруженные силы, и оно было серьезным политическим игроком в Южном Вьетнаме.

Между тем, это прекрасная иллюстрация того, что вьетнамское общество очень открыто и, скажем так, инклюзивно. Всю свою историю Вьетнам так или иначе занимался впитыванием других культур и особенностей, и выбиранием каких-то базовых элементов, которые они в последующем активно применяли именно для собственного развития. И это, пожалуй, можно выделить как базовую особенность Вьетнама в целом. То есть - умение заимствовать, впитывать и применять это для саморазвития. Причем, не просто подражать, а именно меняться вместе с тем, что они берут у других. Происходило это всегда - начиная с влияния Китая и Индии и заканчивая последними тенденциями развития, среди которых, в частности, становление вьетнамской электронной промышленности, автопрома и так далее. Эта особенность лежит в основе нынешнего «вьетнамского экономического чуда».

Кстати, есть еще очень интересный пример инклюзивности вьетнамского общества. Исторически так сложилось, что в азиатской среде достаточно часто формируются слова-термины с ярко выраженным негативным оттенком, которые обозначают иностранцев и, в частности, европейцев. В Японии - «гайдзин», в Китае - «лаовай», в Таиланде - «фаранг». Во Вьетнаме такого термина просто нет. При том, что здесь были национально-освободительные войны против тех же французов, потом - американцев и так далее. Но это не привело к закрытости вьетнамского общества и неприятия всего иностранного.


Результаты взаимодействия

- Насколько велико было влияние на Вьетнам Советского Союза и стран Запада? Как это сказывается на нынешнем партнерстве вьетнамского государства с внешними игроками?

- Советское влияние было очень заметным. Настолько, что вьетнамцы и по сей день это всё очень хорошо помнят. Причем, не только руководство страны, но и обычные люди. Достаточно сказать, что многие во Вьетнаме знают русский язык, так как учат его в школе. Существенная часть и политической элиты, и представителей крупного бизнеса, в том числе основные вьетнамские миллиардеры, получали образование в Советском Союзе и даже уже в современной России. Здесь роль сыграла и помощь СССР во времена Второй Индокитайской войны, и в период противостояния между Южным и Северным Вьетнамом, первый из которых поддерживали США, второй - Советский Союз. Но и впоследствии, когда уже социалистический лагерь был расколот, и у нас были не очень хорошие отношения с Китаем. Мы тогда в своей стратегии в Азии опирались именно на вьетнамцев, естественно, оказывая им всестороннюю помощь. Уверяю вас, что Вьетнам это не забыл. Кстати, именно с тех пор у нас развивается целый ряд совместных проектов, в частности в топливно-энергетическом секторе. По той же причине вьетнамцы именно у нас покупают основную часть своих вооружений - порядка 80%. Однако с сожалением должен отметить, что, после распада СССР никакого прорыва в российско-вьетнамских отношениях не произошло, хотя для этого были все основания и предпосылки. Всё это взаимодействие, в том числе экономическое, является всего лишь продолжением основ, заложенных в советское время. Конечно, сотрудничество развивается, но не так активно, как могло бы. Например, в 2015 году подписано соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Вьетнамом. Спустя год оно вступило в силу. Насколько это важно, судите сами: подобное соглашение есть между ЕАЭС и Сингапуром, который является своего рода центром, точкой входа в регион. Вьетнам же - на втором месте в этом отношении по значимости для ЕАЭС и, в частности, для России. Впрочем, это тоже можно считать не каким-то новым достижением, а всего лишь следствием развития основ советско-вьетнамского взаимодействия.

Что касается влияния Запада. Изначально письменность Вьетнама базировалась на использовании китайских иероглифов. Однако современная письменность этой страны - на латинской основе. Разработана она была еще несколько столетий назад, главным образом, иезуитами - португальцами и французами. А в дальнейшем - принята и закреплена независимым Вьетнамом. Это, пожалуй, наиболее заметное влияние Европы.


Помимо этого, в наследство от европейцев стране досталась индустрия выращивания и производства прекрасного кофе. Изначально вьетов к кофе «приучили» французы. Однако становление легендарной вьетнамской кофейной индустрии пришлось на 1980-е годы. Произошло это при непосредственном участии государства, которого теперь уже нет. А именно - социалистической Германской Демократической Республики (ГДР). Дело в том, что в то время в ГДР разразился так называемый «кофейный кризис». Справиться с ним «гэдээровцы» решили, наладив производство кофе для собственного обеспечения во Вьетнаме. Что они, собственно, успешно и сделали. Впрочем, их радость была недолгой, потому, что советский блок распался, а ГДР перестала существовать. Зато теперь, благодаря этому, Вьетнам является крупнейшим в мире экспортером кофе, после Бразилии, конечно.


Благодаря французам, Вьетнам - одна из немногих стран в Азии, в которой есть «нормальный» с точки зрения любого европейца хлеб. Такой можно найти еще в Лаосе и Камбодже, но больше - нигде. Причем, вьетнамский сэндвич в багете «Бань-ми» теперь является блюдом вьетнамской кухни и даже предметом национальной гордости. Вплоть до того, что на одном из конкурсов «Мисс Вселенная» представительница Вьетнама вышла в костюме «Бань-ми».


Между тем, если говорить в целом о влиянии Франции (напомним, в свое время она была метрополией, а Вьетнам - колонией), то в дальнейшем это не вылилось в тесное французско-вьетнамское взаимодействие. Почему-то эта линия не продолжилась, хотя для этого были все основания. Даже в изучении французского языка вьеты не видят больших перспектив, поэтому, хотя некоторые во Вьетнаме на нём всё еще и говорят, таких становится всё меньше и меньше.

- Какие иностранные языки наиболее широко распространены среди вьетнамцев, помимо русского?

- В первую очередь - английский. К сожалению, доля русскоговорящих вьетов сокращается, а англоговорящих - растет. На бытовом и бизнес-уровне английский воспринимается исключительно как язык международного общения. А так как вьетнамцы сейчас активно пытаются выйти в мир, в частности, в экономическом плане, им английский очень нужен. Кроме того, руководство страны отмечает высокую активность на международном уровне США и делает соответствующие выводы. Поэтому сейчас вьеты вышли на самый высокий уровень знания английского в регионе. Хотя еще не так давно, лет пять назад, такого не было даже и близко.

Многие вьетнамцы учат китайский язык, хотя это не особо принято афишировать ввиду сложных отношений между вьетнамцами и китайцами в целом и, в первую очередь, на бытовом уровне. В то же время очень большой популярностью пользуются японский и корейский языки - главным образом ввиду плотного экономического взаимодействия с Японией и Южной Кореей.

Из европейских языков, помимо французского, некоторые вьеты учат немецкий. И, пожалуй, всё.

- А почему доля русскоговорящих сокращается, и как сильно?

- Как я уже отметил, многие вьеты сейчас учат русский, но их стало гораздо меньше, чем раньше. Прежде всего, из-за существенного снижения активности российско-вьетнамского сотрудничества с начала 1990-х. Нужно сказать, что происходит это, конечно, не так быстро. Потому, что есть консервативная часть населения Вьетнама, представители которой продолжают учить русский несмотря ни на что. Правительство страны это поддерживает, особенно в школах. Но и эта стабильная часть уменьшается, хоть и достаточно медленно. А вот падение французского - очень заметно, как и взлет английского.


Четыре опоры

- Что представляет собой Вьетнам сегодня в политическом отношении?

- Вьетнам - социалистическое государство с однопартийной политической системой. Во главе находится Коммунистическая партия Вьетнама (КПВ). Но управление государством строится на основе «четырех опор». Это коллективное руководство страной, при котором все властные полномочия разделены между четырьмя составляющими. Генеральный секретарь - Президент - Премьер-министр - Председатель Национального Собрания. Именно такая система позволяет Вьетнаму сохранять исключительную политическую стабильность, на основе которой, собственно, строится и экономическое развитие. То есть иностранные компании и государства более охотно вкладывают деньги в эту страну потому, что ситуация здесь очень предсказуемая и понятная. Есть свои сложности и проблемы с той же бюрократией, коррупцией и прочими моментами. Но эта система настолько понятна и прозрачна, что Вьетнам остается крайне интересным для инвесторов, особенно с точки зрения долгосрочных инвестиций.

Из упомянутых «четырех опор» - формально все они равнозначны - в действительности наиболее важным руководителем считается Генеральный секретарь. По негласному правилу этот пост не может занимать выходец из Южного Вьетнама. Дело в том, что историческое противостояние между Югом и Севером, которое в свое время переросло во всем известную гражданскую войну, до сих пор сохраняется. Конечно, официально Вьетнам - един, а любые поползновения или даже намёки на какое-либо противостояние жестко пресекаются государством. Но по факту оно никуда не делось.

Между тем, в январе 2021 года произошло знаковое для Вьетнама событие. Состоялся XIII съезд КПВ, на котором руководителей, занимавших эти четыре ключевые должности, должны были в очередной раз перераспределить. Однако генсек Нгуен Фу Чонг остался на своем посту на третий срок. Обычно, это, опять же, негласное правило, действует жесткое ограничение - только два срока. В принципе, это первый и единственный случай, начиная с 1976 года, когда один и тот же человек занимает пост генерального секретаря третий раз подряд. Объяснение этому стало то, что вьетнамскому государству в нынешних условиях крайне важно сохранить политическую стабильность. В то же время пост президента Вьетнама занял Нгуен Суан Фук, который до этого был премьер-министром. А члены Политбюро ЦК КПВ Фам Минь Тинь и Выонг Динь Хюэ стали соответственно премьер-министром и председателем Национального Собрания. Вот эти четыре человека фактически сегодня и управляют Вьетнамом.

Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
При этом важно понимать, что Нгуен Фу Чонг заработал свой политический капитал благодаря проводимой им антикоррупционной кампании. Последние годы много говорят о жесткой борьбе с коррупцией в Китае, но во Вьетнаме аналогичная кампания ничуть не меньшего масштаба. Успех в этой борьбе значительно укрепил авторитет вьетнамского генсека, что и позволило ему остаться на своем посту на третий срок. Впрочем, далеко не все этим довольны - высказываются осторожные опасения, что концентрация власти в одних руках способна подорвать принцип коллективного руководства и, соответственно, политическую стабильность Вьетнама. Такая опасность действительно существует, но пока ситуация такая, какая есть.


Социальный оптимизм

- Насколько активно развивается вьетнамская экономика?

- Как я уже сказал, экономическая политика Вьетнама базируется на политической стабильности. Эта страна входит в число государств с молодыми развивающимися экономиками, каких в Юго-Восточной Азии большинство - к примеру, тот же Сингапур. На них очень большие надежды в мире. При этом Вьетнам - одна из наиболее активно развивающихся стран. Так, в «доковидном» 2019-м прирост ВВП Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) составил 6,7% - это был самый высокий показатель в регионе. Поскольку СРВ выбилась в лидеры экономического роста, к ней приковано повышенное внимание не только глобальных геополитических игроков, но и международных компаний.

Полную версию интервью можно прочесть здесь: https://www.samovar-news.com/2022/06/24/inklyuzivnyj-vetnam/

политика, Европа, Россия, Япония, энергетический рынок, Штаты, Китай, История, экономика, Вьетнам, Запад

Previous post Next post
Up