Япония сегодня - это Китай завтра

Mar 20, 2021 21:00



На вопросы отвечает директор Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов

- Алексей Александрович, в чём специфика Японии? Чем она отличается от других государств мира, в том числе от соседних азиатских стран?

- Начнем с того, что Япония - островное государство. Это определяет очень многое в жизни и развитии этой страны, так как отражается и на психологии ее жителей, и на экономике, и на взаимодействии с внешним миром. Но самое главное - на самоидентификации японцев и самопозиционировании Японии в глобальном пространстве.


Алексей Маслов
Специфика

- С одной стороны, японская традиция - национальная, этническая и языковая - является контактной. Ведь, в древности эта страна пережила целый ряд волн миграции, а, соответственно, влияние на ее формирование оказывали культуры многих народов. С другой - Япония всегда была как бы «сама по себе». И это, естественно, имеет свои, не менее серьезные последствия. В результате, например, японский язык сегодня нельзя отнести вообще ни к какой из существующих языковых групп. Он является языком изолированным. Что, в известной степени, накладывает свой отпечаток и на всю японскую цивилизацию.


При этом важно отметить, что японская национальная традиция, конечно, формировалась под мощным воздействием Китая. Речь идет, в частности, о конфуцианстве и дзэн-буддизме, иероглифах как системы письма и многих других вещах, которые, впрочем, в Японии серьезно трансформировались и приобрели ярко выраженный национальный оттенок. Но, несмотря на то, что фактически Китай является прародителем многих японских традиций, у японцев весьма своеобразное отношение к Поднебесной. Долгое время Япония отставала по своему развитию от Китая. Затем, пытаясь добиться лидерства в Азии, несколько раз вторгалась в Китай, оккупируя часть его территории. Последний раз это произошло во время японо-китайской войны 1937-1945 годов. А теперь и КНР перехватила пальму первенства, сместив Японию с места регионального лидера, как с точки зрения экономической конкуренции, так и политического влияния. Поэтому взаимоотношения Японии с Китаем - это вообще один из основных трендов в развитии японского сознания. Отсюда, кстати, и споры вокруг островов Сенкаку в Восточно-Китайском море и всё остальное.


Между тем, Япония очень тщательно и бережно хранит свои традиции. Причем, на мой взгляд, она одна из немногих азиатских стран сумела найти удивительный баланс между реальными, а не просто музейными традициями, и современным развитием. Это именно то, что больше всего восхищает иностранцев, когда они попадают в Японию. Например, несмотря на весьма большую плотность населения - более 330 человек на 1 кв. км - в стране можно без труда найти спокойные, уединенные места. Здесь проживает в общей сложности свыше 125 млн человек, что для такого относительно небольшого островного государства очень и очень много.


Тем не менее, частное уединение в Японии ценится крайне высоко. Тогда как в других азиатских странах этого нет - такой возможности не найти ни в КНР, ни в Индии. Хотя нужно заметить, что плотность населения, скажем, в Китае примерно вдвое ниже японского показателя - порядка 146 человек на 1 кв. км.


В то же время Япония стала первой азиатской страной, которая целиком и полностью поддержала в XIX веке так называемую западную модель экономического развития и вступила на путь тотальной модернизации. Что и дало ей возможность резко вырваться вперед. Но именно это и породило нелюбовь к Японии со стороны очень многих азиатских государств. В итоге в Азии сформировалось и укрепилось двойственное отношение к этой стране. Так, с одной стороны, она стала восприниматься как обладатель новых передовых знаний, из-за чего, например, многочисленные китайцы, индийцы и филиппинцы считали обязательным обучаться именно в Японии. С другой - страна слишком рьяно рвалась вперед и в какой-то момент (думаю, что перед Второй мировой войной) баланс между азиатским самосознанием и западным, прогрессивным на тот момент развитием нарушился. И она стала восприниматься как чуждый элемент в азиатской культуре. Япония предлагала создать в Азии «сферу сопроцветания»,  в которой бы сама она выступала лидером, насильно вытягивающим за собой в «светлое будущее» все остальные страны региона. Однако многие азиатские государства расценили это как агрессию. И, в принципе, были правы, так как в итоге дело как раз и закончилось самой настоящей японской агрессией. Но важно понимать, что, по сути, это была очередная попытка Японии найти свое место в Азии и вообще в мире. И, на мой взгляд, эта страна до сих пор страдает из-за того, что по-прежнему воспринимается как неазиатская культура или, по крайней мере, как не способствующая азиатскому развитию. В отличие, например, от Китая, на который многие смотрят как на государство, которое, напротив, предоставило Азии возможность быть самой собой.


Более того, японцы, в отличие опять-таки от китайцев, воевали на протяжении всей своей истории, причем далеко не всегда удачно. В результате Китай значительно больше расширил свои владения, прежде всего, за счет экспорта административной структуры управления и экономики. Японцы же пытались раздвинуть границы своей цивилизации посредством прямых завоеваний, вторгаясь на чужие территории. И сегодня можно констатировать, что они не смогли добиться в этом больших успехов. Но мифологема об агрессивности японцев четко зафиксировалась в памяти многих народов, за что Япония расплачивается до сих пор. Достаточно сказать, что до последнего времени  ей запрещено было иметь полноценную армию - приходилось ограничиваться лишь силами самообороны.

Кстати, еще один важный фактор, который всегда оказывал огромное влияние на жизнь и развитие Японии, это то, что страна страшно ограничена практически в любых ресурсах. И, прежде всего, в ресурсах энергетических. Во многом именно поэтому японцам и приходится стремиться к тому, чтобы получить их любыми возможными способами за пределами своей страны.


Кроме того, островная психология определяет тяготение японцев к замкнутости и самоизоляции. Так, например, сотни тысяч китайцев, индийцев, малазийцев, индонезийцев и прочих жителей Азии путешествуют по всему миру, учатся за рубежом, оседают в других странах, создавая свои диаспоры. Жителям Японии это не присуще, таких - единицы. Хотя все возможности для них открыты. В этом плане японцы - «домоседы». Обратите внимание, что в мире совсем немного японских диаспор. Пожалуй, самая крупная и известная из них находится в Бразилии, которая насчитывает около 1,5 млн человек. Ее появление - совершенно конкретная история, связанная с поисками работы бедными японскими крестьянами на кофейных плантациях Бразилии в 1910-х годах. Причем сейчас бразильские японцы в основном возвращаются на родину. При этом какой-то массовой миграции из Японии, несмотря и на дороговизну жизни, и массу прочих проблем, не наблюдается. Также можно отметить такой психологический фактор, что за границей японцы как бы смущаются своей самобытности - считают себя не вписывающимися в другие общества. На самом деле они отличаются, допустим, от европейцев или американцев, не больше, чем те же китайцы или филиппинцы. Но национальная особенность японцев - стоять чуть-чуть в стороне - сказывается и на том, что объем их зарубежных поездок и контактов с внешним миром значительно ниже, чем всех остальных азиатов. Поэтому и динамика интеграции Японии в мировые процессы на бытовом уровне очень и очень низкая. Также, кстати, японцы довольно жестко придерживаются корпоративной культуры. То есть, культуры, замкнутой на самой себе.

Поэтому, на мой взгляд, сейчас главная проблема Японии это не столько сложности в экономике, сколько то, как японцы сами видят себя в глобальном мире XXI века, когда приходится одновременно учитывать интересы США и соперничать по всем направлениям с Китаем. Тогда как национальное достоинство и культурные традиции японцев требуют оставаться несколько в стороне от всего того, что происходит. Сочетать это крайне сложно. Впрочем, это, скорее, нравственная проблема.


Новые формы

- Вы утверждаете, что Япония сумела сберечь свои традиции, несмотря ни на что. Но создается устойчивое впечатление, что в культурном плане она крайне сильно завязана на западные ценности. Это ошибочное мнение?

- Мягко говоря, это не совсем так. Япония не готова раствориться в некой обобщенной «азиатской культуре», где сейчас жестко доминирует Китай. Это было бы просто унизительно для японцев. В то же время адаптируясь к западным ценностям, они умудряются сохранить свою азиатскую самобытность. То есть, на самом деле, Япония хочет оставаться Японией. Она хочет чего-то своего и, соответственно, постоянно ищет для достижения этого какие-то новые формы. Японцы достаточно глубоко интегрировались в западную культуру, но не растворились в ней, оставаясь более, чем узнаваемыми. Через свою, пусть и адаптированную к западной публике культуру, Япония сумела объяснить свою утонченную суть всему миру. То есть, на самом деле, сделала то, чего пока не удалось ни Китаю, ни всем другим азиатским странам.


Именно поэтому в 1980-1990-х годах наблюдался взлет популярности японских дизайнеров одежды, которые получили известность во всем мире. Затем - японских автомобильных дизайнеров. Особая эстетика японских фильмов, которая очень четко в них прослеживается, уже давно прекрасно воспринимается Западом, да и всем остальным миром. Так, например, индийское кино зачастую не воспринимается серьезно, и нередко на него смотрят с какой-то насмешкой, чего никак нельзя сказать о японском. При помощи фильмов японцы пытаются, в хорошем смысле, эксплуатировать свои традиции для объяснения своей позиции в мире. Также можно добавить, что и современные японские авторы - одни из немногих азиатских писателей, которые популярны во всем мире, их действительно многие знают и читают. Есть, безусловно, и другие азиатские литераторы, получившие международное признание - допустим, китайские и индийские авторы являются даже лауреатами Нобелевской премии, например, китайцы Гао Синцзянь, Мо Янь. Но назвать их имена смогут разве что специалисты. В то же время такие писатели как, например, Харуки Мураками или Кобо Абэ получили весьма широкую известность.


- Но есть большая разница между фильмами, допустим, Акиры Куросавы и Такеши Китано - последние напоминают, скорее, голливудское, а не японское кино. Вы с этим не согласны?

- То, что Япония всё больше и больше вестернизируется с точки зрения самоподачи - это, безусловно, факт. Но в данном конкретном случае речь идет о коммерческих фильмах, которые с успехом продаются на Западе. Как раз потому, что Япония, в отличие от большинства других азиатских стран, понимает западные правила игры. Но даже в коммерческом кино японцы отдают дань своим традициям. Как уже было сказано, Япония как никто другой умеет находить баланс между своей самобытностью и реалиями современного мира.


Череда рецессий

- Еще не так давно все в мире наперебой говорили о так называемом японском «экономическом чуде». Какова нынешняя ситуации в Японии?

- Напомню, что в 1970-х Япония находилась примерно в том же положении, что сегодня Китай. В Соединенных Штатах выходили публикации, в которых давались прогнозы, что уже в самом ближайшем будущем японцы захватят весь мир. А японской экспансии тогда боялись даже больше, чем растущего влияния Советского Союза. Почему Япония так быстро росла - предельно ясно. Это, во-первых, так называемый эффект нулевой базы. Во-вторых, огромнейшая поддержка со стороны США, причем не только патентами, как часто утверждается, но и специалистами - японцы отправлялись за рубеж повышать квалификацию. И, в-третьих, что, пожалуй, самое главное, Япония в то время смогла занять то место в мировом разделении труда, которое теперь получил Китай. Так что секрет японского «экономического чуда» достаточно прост - жесткая корпоративная культура и американские технологии, а также массовый экспорт из Японии относительно дешевых на тот момент и качественных товаров.

Но что произошло дальше? Для дальнейшего роста банально не хватило ресурсов, ведь страна была вынуждена импортировать практически всё, что было стратегически важно для стремительного развития. Кроме того, началось нормативное торможение экономики, что, само по себе, было не так уж и страшно. Но было это на фоне начавшегося бурного экономического роста Китая, который с 1990-х стал успешно выдавливать Японию с многих рынков, перехватывать у нее технологии и подходы. В тот момент японцы просто не почувствовали для себя серьезной угрозы и фактически «проспали» Китай. Впрочем, тогда многие были уверены, что экономика Японии в любом случае будет расти еще долгие годы. Но этого не произошло. Страна попала в череду экономических кризисов, из которых так до сих пор и не смогла выбраться. И сегодня Япония вступила в очередную рецессию - предыдущую она переживала в 2015 году. Достаточно сказать, что с января по август 2020 года японская экономика сократилась почти на 7,8%. В первом квартале падение производства в этой стране достигло 27,8%. Для Японии - это самое большое снижение экономического роста с 1955 года. Это шок для японцев, так как никто такого не ожидал. Страна замедлилась больше, чем все остальные азиатские государства. Сейчас кризис затронул почти 40% ВВП Японии.


Японский премьер-министр Синдзо Абэ, занимавший этот пост дольше всех в истории своей страны (с 2006-го по 2007-й и с 2012-го по 2020-й), пытался вывести Японию из затянувшейся депрессии. Прежде всего, он надеялся добиться этого за счет так называемого количественного смягчения - вливания ликвидности в экономику, чтобы оживить внутренний рынок. Проблема в том, что японская продукция стала слишком дорогой для экспорта. Поэтому соревноваться в этом с Китаем японцы уже не могут и, скорее всего, не смогут уже никогда. Выйдя в 1970-е годы из категории стран со средним уровнем развития, Япония начала конкурировать с США и Европой, причем очень успешно. Но оказалось, что для участия в таком соревновании необходимо постоянно повышать не только зарплаты, но и производительность труда. Однако зарплаты росли значительно быстрее. И в 1990-2000-е годы, чтобы снизить себестоимость своих товаров, Япония была вынуждена перенести часть своих производств за рубеж - в Китай, Малайзию и так далее. Но всех проблем это не решило. И, в конце концов, Абэ стал, наоборот, стимулировать повышение зарплат, чтобы японцы больше тратили внутри страны, обеспечивая таким образом необходимыми средствами казну. Впрочем, и этот план потерпел неудачу. Хотя Абэ, чтобы заставить японцев более активно вкладывать деньги в экономику, даже впервые ввел так называемый отрицательный процент по депозитам - когда средства, хранящиеся в банках, не приносят прибыли, а, напротив, постепенно уменьшаются. Но дело в том, что инвестировать значительные средства внутри Японии фактически некуда, а большинство наиболее прибыльных внешних рынков подмял под себя Китай, который теперь и к себе японский капитал практически не пускает. Конечно, Япония могла бы вложиться, например, в Россию. И несколько лет назад действительно активизировались переговоры относительно перспектив японских инвестиций в нашу страну. Но процесс уперся в неразрешимые на данный момент политические вопросы. То есть оказалось, что, несмотря на то, что Япония является одним из крупнейших в мире потенциальных экспортеров капитала, в реальности она ограничена в этом целым рядом факторов. А к такому повороту событий японская экономика оказалась просто не готова. Поэтому, на мой взгляд, Абэ хоть и сумел несколько стабилизировать ситуацию, но принципиального решения стоящих перед своей страной проблем не нашел. Это, по сути дела, таблетка от головной боли, а не излечение болезни.


Между тем, новый премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга, занявший этот пост в середине сентября 2020 года, продолжает эту политику. И она, в принципе, правильная, если говорить о краткосрочной перспективе. Но что будут делать японцы в долгосрочном плане, чтобы справиться с ситуацией, похоже, не знают даже они сами. Поэтому пока у Японии небольшой выбор - плотно взаимодействовать либо с США, либо с Китаем.

Что же ожидает Японию в ближайшее время? Экономический кризис в стране будет усугубляться. И к концу 2020 года японская экономика может сократиться  более чем на 20%. Потом, скорее всего, будет отскок. Но, многие специалисты считают, и я с ними солидарен, что пока Япония не сможет выйти на те показатели, которых она достигла до нынешней рецессии.


Общество

- Как столь сложное экономическое положение отражается на состоянии японского общества?

- Японцы всем этим, безусловно, крайне озадачены. Они привыкли жить не столько в кредит, как американцы, сколько «из своего кошелька». Японскому обществу необходимо тратить много денег на комфорт жизни - хороший дом, рестораны, увеселительные заведения. Но речь идет вовсе не о том, что они любят сорить деньгами. Дело в том, что хороший отдых для японцев действительно крайне важен, поскольку на работе они испытывают очень серьезные нагрузки. Япония, наверное, первая в Азии показала цену интенсификации производства - сейчас это повторяет за ней и Китай, и многие другие страны региона. Это когда, несмотря на вполне разумное трудовое законодательство, японцы по своей собственной инициативе заметно перерабатывают. Так, по моим личным наблюдениям, стандартный рабочий день среднего японца выглядит примерно следующим образом. Порядка 1-1,5 часа он добирается на поезде от своего загородного жилища до места работы к 8-9 утра. Работает положенное время, но не уходит в 18.00, а остается еще как минимум на 2-3 часа, демонстрируя свою лояльность работодателю. Потом прежним путем добирается до дома. Поэтому, по сути дела, его жизнь превращается в сплошную работу. Не случайно в Японии, особенно еще 5-7 лет назад, участились случаи так называемой «смерти от работы» - «кароси». Когда люди просто не выдерживали нагрузки. Иногда даже регистрировались факты суицида. Впрочем, сами японцы объясняют это не столько большими нагрузками, сколько тем, что люди просто сами в себе разочаровываются - им кажется, что, сколько бы они не работали, им никогда не достичь соответствия неким высоким требованиям и стандартам. Между тем, многие японские компании и организации пытаются с этим явлением бороться. Например, запрещают сотрудникам выходить на работу по субботам или даже в прямом смысле выгоняют их домой, чтобы те не задерживались на своих рабочих местах дольше положенного времени. Но, к сожалению, победить это явление пока не удалось, в том числе и потому, что в столь сложной экономической ситуации конкуренция дает о себе знать.


Еще одна сложная проблема, которую также пока не удается решить, связана с тем, что в Японии крайне сильна корпоративная культура. Так, когда японец поступает на работу в какую-либо компанию, если он успешно вливается в коллектив, то в силу вступает «пожизненный контракт». Называться он может по-разному, но суть в том, что далее человек будет оставаться в этой системе до конца своей жизни. Конечно, такой пожизненный найм гарантирует японцам определенные преимущества. Например, работник может приблизительно рассчитать каких высот он может достичь и за какое время, какая у него будет пенсия и так далее. В этом смысле первоначально такой подход создавал большую стабильность. Однако в условиях перманентного экономического кризиса стало понятно, что система пожизненных контрактов значительно уменьшает внутреннюю динамику общества, которая так необходима для вывода страны из череды постоянных рецессий. То есть, будучи сотрудником, предположим корпорации Sony, человеку очень сложно перейти на работу в любую другую японскую компанию. Потому, что, во-первых, его будут подозревать в шпионаже, во-вторых, косо на него смотреть, так как он фактически предал свою корпорацию. И хотя власти Японии пытаются преодолеть эту ситуацию, у них мало что здесь получается. Цифровая трансформация  оказывает ощутимое влияние на рабочие места в Японии, исследования показывают, что примерно 15% сегодняшних рабочих мест, вероятно, будут заменены автоматизацией, а еще 39% претерпят существенные изменения, обусловленные технологиями.

Так что, говоря о состоянии японского общества, психологи отмечают, что сейчас оно подвергается серьезнейшим стрессам. В этом смысле Япония в настоящий момент - загнанная, уставшая страна. И, конечно, на это стоит обратить очень пристальное внимание. Потому, что Япония сегодня - это Китай завтра.


- Если говорить о социальной обстановке, в Японии также наблюдается стремительное увеличение неравенства между богатыми и бедными, как и во всём мире?

- Вообще, в Японии на удивление гомогенное общество. Очень однородное. Главным образом, это связано с двумя вещами. Во-первых, в Японии, как ни странно это звучит, живут в основном японцы. На долю других национальностей приходится менее 1% населения страны. По большей части, это корейцы и китайцы, а также очень небольшие группы местных аборигенов, таких как, например, айны. Во-вторых, практически все японцы, так или иначе, придерживаются одинаковых религиозных воззрений - синтоизма и буддизма. Причем, всё это дело между собой серьезно перемешано. А, допустим, христианство в Японии исповедуют менее 1% жителей.


Возможно, именно поэтому разрыв между богатыми и бедными японцами не так уж и велик. Впрочем, это связано еще и с тем, что японское государство, стараясь не допустить социальных взрывов, довольно четко придерживается самых различных систем социальных пособий. Такая политика весьма успешно реализуется за счет того, что, если человек придерживается принятых в стране законов и правил, то он с самого начала своей трудовой деятельности имеет возможность стать членом одной из профильных ассоциаций, которые будут поддерживать его уровень жизни в соответствии с его социальным статусом. Таким образом, баснословные разрывы между уровнем доходов различных групп населения не допускаются. И в этом плане каких-то кардинальных социальных различий в Японии сегодня нет. Поэтому вы, как правило, никогда не встретите японского нищего, если, конечно, специально не станете его искать. Как и практически не бывает таких случаев, чтобы человеку в прямом смысле не хватало средств на пропитание.

Полная версия интервью: https://www.samovar-news.com/2021/03/17/yaponiya-segodnya-eto-kitaj-zavtra/

перепост, Восток, политика, Европа, Россия, жизнь, документалистика, Япония, энергетический рынок, Штаты, экономика, Запад

Previous post Next post
Up