В моей копилке смешных и невероятных рассказов от Владимира Тролля пополнение! Вы не пробовали кумыс - напиток покорителей степей из кобыльего молока? Это пенящийся напиток молочного цвета, сладко-кислый, слегка щиплет язык…, утоляет жажду…, опьяняет…/ Вот благодаря именно этому его последнему свойству и состоялось нижеследующее приключение.
Эта история происходила в июле месяце, когда в Москве столбик термометра приближался к 30 градусам. На работе меня решили послать в командировку в Ташкент и далее в Чимкент.
Жара и духота стояла ужасная. "А там ты совсем сваришься!" - радовались злые языки.
Здесь надо сказать, что у нас тогда вся территория СССР была поделена между сотрудниками нашей фирмы. И тот человек, в ведении которого находился этот участок, в июле отказался ехать категорически. А я с удовольствием принял предложение начальства, мне очень хотелось посмотреть этот край.
И вот ИЛ-86, на борту которого я летел, стал заходить на посадку в ташкентском аэропорту. Передали, что в Ташкенте +38! Когда я выходил из самолёта, показалось что я вхожу в сауну. А потом всё нормально, даже было легче, чем в Москве.
В Аэропорту меня встретили и отвезли в гостиницу, находящуюся на окраине Ташкента, неподалёку от конечной станции метро. Название станции метро я не помню, а улица называлась «Луначарское шоссе». Гостиница была единственным большим зданием, а вокруг за арыком были сплошь частные дома. Возле урн ходили ишаки, выискивая съестное. А посередине на бульварчике жарили шашлычки на палочках. Стоила одна палочка 40 копеек, в то время как в Москве шашлык был не дешевле полутора рублей.
Я съел две палочки, запил ароматным зелёным чаем, который продавался там же. Дальше прогуливаясь, увидел кафе, которое судя по вывеске, открывалось в восемь утра. «Вот и хорошо!» - подумал я. Следующим утром я собирался ехать в Чимкент и намеревался в этом заведении позавтракать.
Утром я подошёл к дверям, на дверях висел замок. Уже было начало девятого. Я прогулялся по улице, зашёл в магазин самообслуживания. Покупателей не было, продавцов и кассиров тоже. Походив немного среди товара (всё лежало открыто), я услышал женский голос: «А Вам чего надо?!» Что может быть надо человеку, который пришёл в продуктовый магазин?!
И добавила: «Разве Вы не знаете, что у нас санитарный час?» На дверях никаких объявлений ни на русском, ни на узбекском языках не было. Я вернулся в гостиницу, взял вещи и решил позавтракать на автовокзале. И проходя с вещами мимо того кафе, увидел, что дверь открыта. Я зашёл. На столах со вчерашнего дня стояла неубранная посуда. На одном столе лежала груда грязных подносов и ни души.
Вдруг показался в белой форме молодой узбек: - «Чего надо?»
- Позавтракать.
- Потом приходи!
- Когда потом?
- Часов в двенадцать.
- Так у вас же написано, что открываетесь в восемь, - удивился я.
- В восемь мы только приходим, - ответил узбек.
Да, восток дело тонкое!
До автовокзала надо было ехать до другой конечной станции ташкентского метро. Часто линия шла по городу и это дало мне возможность любоваться городом. А любоваться было чем, Ташкент - очень красивый. И вот наскоро позавтракав, я на автобусе приехал в другой славный город - Чимкент. По дороге пожилой русский мужчина сказал, что я попал в казахский Техас. - «Так что, здесь стреляют?» - «Нет, - ответил он. - Но веди себя осторожно».
Дальше на городском автобусе я приехал в Политехнический институт - конечную цель моей командировки.
Меня радушно встретили и даже подняли мои чемоданы наверх.
В институте был обеденный перерыв. За столом сидела несколько человек, на столе стоял большой таз с кумысом.
Девушка по имени Жамугуль большим черпаком его перемешивала. «Это чтобы кумыс насыщался кислородом», - объяснила она и налив полную пиалу кумыса, передала её мне. Кумыс был холодный и очень хорошо освежал.
Я пиалушку выпил, Жамугуль налила другую.
- Ну, давайте, показывайте Ваш прибор! - сказал я.
- После кумыса приборы не смотрят, - сказал мне начальник лаборатории. - Вы сейчас идите в гостиницу и отдохните.
Гостиница находилась метрах в пятидесяти от института. Я разложил вещи и отправился на прогулку, отдыхать совсем не хотелось.
На улице стояла ужасная жара, было ещё жарче даже чем в Ташкенте. Но на улицах везде продавалась вода и другие напитки, работали фонтаны. Я вспомнил узбекскую пословицу: «Если будет вода, то и на камне вырастет еда». Вот только мне неожиданно стало плохо. Голова разболелась неимоверно! Я вернулся в гостиницу и упал на кровать. Ко мне в номер поселился старый казах. - «Что с тобой?» - спросил он.
Я рассказал ему про кумыс. - «Кумыс - это хорошо! Теперь надо чаю попить!» Он подошёл к горничной, и через несколько минут она принесла чайник с кипятком и две чашки. Сосед мой заварил собственный чай мне и себе, я выпил чашку, мне стало легче. А ещё через несколько минут боль совсем исчезла. Сосед оказался знатным чабаном. Он мне столько интересного рассказал про казахские степи, что Чингиза Айтматова можно было уже не читать.
Оказалось, дело всё в том, что от кумыса хмелеешь как от пива, только похмелье более тяжёлое. А я, по меньшей мере, тогда литр уговорил :)). И если бы я послушался совета и не стал ходить по сорокоградусной жаре, всё было бы не так печально. От свежего кумыса живот болеть не будет. Правда, некоторые не переносят обычный кефир, это как понимаете особенности организма.
Все фото взяты с ЯФ
*Справка. Кумыс - исконно готовят из кобыльего молока. Самая первая задача в изготовлении кумыса - собрать кобылье молоко. Доят кобыл часто - по 4-6 раз в день, молоко образуется интенсивно, но кобылы его дают помалу, и в отличие от коров, срок дойки у них очень ограничен: у доярки есть всего секунд двадцать, чтобы собрать молоко кобылы и доить нужно очень-очень быстро.
Затем молоко переливают в чистую деревянную колоду, сделанную, например, из липы. Это нужно для того, чтобы кумыс не имел посторонних запахов и привкусов. В молоко добавляют закваску на основе крепкого зрелого кумыса. И при температуре 18-20 градусов эту смесь вымешивают в течение часа и более.
После вымешивания эту смесь разливают, закупоривают в пол-литровые стеклянные бутылки и оставляют в теплом помещении - тут начинается процесс дозревания и аэрации, самогазирования. В зависимости от времени созревания, кумыс делят на 3 категории: слабый (с момента закваски прошло 5-6 часов); средний (тот, что созревал 1-2 суток); крепкий (бродил около 3 суток).
Кумыс часто называют степным шампанским.
Рассказ «Приключения русского туриста в Кавказских горах»
Рассказ «История про «9-й вагон (и не только)» по-немецки»
Рассказ «Поездка в Литву или как я познакомился с ка…»
Рассказ «Почти по Гоголю… или как отмечают Рождество в селе на Западной Украине»