Творческий драматургический тандем братьев Пресняковых, Олега и Владимира, филологов «с Урала», сдвинул бронепоезд современной драматургии с запасного пути.
Режиссер Владимир Агеев имея первым железнодорожное образование рассказывал, что на память знает, как устроен паровоз в разрезе. Символическое образное совпадение. Агеев ведь есть васильевский ученик. Агеев - есть околомистический васильевский метод, суть которого в умении «играть мысль».
Среди зрителей, собравшихся в Доме Высоцкого 23 июня, не было ни одного случайного человека. Театральные эстеты пришли вкусить театральный деликатес. Спектакль «Пленные духи» Агеев поставил в 2003 году, он наделал шума - получил две «Чайки» и номинацию на «Золотую маску», и до сих пор идёт с непременным аншлагом. Спектаклю 20 лет, спектакль уже юбилейный, но до сих пор мощно влюбляет в себя. Актерский каркас с момента создания почти неизменен. Актеры продолжают играть с неподдельным удовольствием, что, естественно, считывается зрителями и возвращается ударной волной принятия и восхищения в десятикратном размере.
(с) фотограф Илья Буяновский
(с) фотограф Илья Буяновский
Откуда столь странное название? Нет, это не строчка из стихотворения. «Пленный дух» - так озаглавила Марина Цветаева своё эссе об Андрее Белом, который будет одним из главных героев спектакля. Пружиной сюжета служит в буквальном смысле буквальный поиск Прекрасной дамы.
Главные герои спектакля ещё и главные герои Серебряного века русской литературы и науки. Блок и Белый, мимоходом Брюсов, Менделеев. Они взирают на нас со школьных стен и учебников. Но соль и прелесть замысла Пресняковых в том, что они полностью обнулили героев, вычеркнули их дарования и просто рассматривают как людей, которые когда-то где-то «жили-были».
Саша Блок - не знает, что он великий поэт.
Андрей Белый - что он «тот самый» Белый.
Сосед из Боблово Дмитрий Иванович, что он знаменитый ученый.
А Любочка Менделеева становится Прекрасной Дамой исключительно по воле случая.
Спектакль позволяет узнать, как устроен мир талантливых людей. Талант - это гиперчувствительность, 4D восприятие, хождение по лезвию бритвы, связь с единым через разные каналы. Общество придумало правила для стандартных людей. Правила нужны, чтобы отключить человека от связи с Высшим духом, заблокировать энергию Вселенной, забить досками окно в Мир. Когда же человек умеет, наделен даром слышать язык, на котором с ним разговаривает Кто-то неведомый невидимый, тогда словно по ручейкам откуда-то к нему летят стихи, чувства, образы, сюжеты, слова. У всех талантливых есть свои порталы подключения. Они могут заглядывать за порог, где начинается неопределенность. Их взаимоотношения далеки от стереотипных. Они живут вне времени и пространства и всегда заняты решением «вечных вопросов». Они живут вне установленных социумом правил для стандартных homo sapiens, и в глазах этих стандартных людей выглядят странными. Ведь всё, что вне правил, пугает.
Саша Блок (Артем Смола) физически живет с мамой в деревне Шахматово, но духовно - в заоблачных предкосмических высотах. Его портал - поток иллюзий и идеалов. Его Дама не может быть никакой иной, только Прекрасной. Ему не нужна её плоть, только образ, причем обязательно недосягаемый, такое важное условие. Для матери - он поэт, для остальных стандартных - инфантильный тюфяк.
Заезжий гость из Петербурга - Андрей Белый (Дмитрий Бозин), его космический сородич, тоже слышащий внеземные голоса, тоже подключенный. У него свой портал, своя связь. Боря Бугаев, придумавший себе новые имя - Андрей и фамилию - Белый, неистово живёт в фантазийном мире кентавров и фавнов, поэтому приземлённые современники считают его чудаком.
Менделеев Дмитрий Иванович (Алексей Багдасаров) в спектакле просто Дмитрий Иванович. Никому нет дела до его таблицы, научных изысканий или странного хобби в виде изготовления чемоданов. Чуть чокнутый сосед, живущий с дочкой Любочкой в соседнем Боблово, к которому можно заглянуть на чай и скоротать вечерок. От Шахматово до Боблово рукой подать, если через пруд переплыть. Именно таким образом и заявляется к соседу соседка - мать Саши, Анастасия Андреевна (Ольга Лапшина). По избранному ею способу перемещения уже можно составить представление о неординарности человека. Нет, тут без ручейков и порталов, тут двигатель - пуповина, которую она никогда не обрезала и не собирается, связывающая её с сыном. Обожаемым, залюбленным, сиамским. Для матери и солнце, и луна, и всё на свете сосредоточены в Саше.
Как играют актеры! Актеры бесподобны как соло, так и в дуэтах друг с другом, так и в дивной ансамблевости. Цветник мужских ролей и две женских, где главная у Ольги Лапшиной.
Талантливая актриса поднималась на вершину театрального Олимпа долго, путь наверх занял чуть ли не пол жизни. Сейчас Ольга Лапшина уже достигла того уровня, когда посмотреть на неё приходят целенаправленно, когда ей рукоплещет зал стоя и заваливают цветами на поклонах. Красиво исполненная роль у неё в этом спектакле. Красиво наполненная - безумной «через край» ни на миг не ослабевающей материнской любовью и тонкими переливами юмора в обычных на вид фразах.
Созданный Артемом Смола образ «нестерпимо поэтичного поэта» Александра Блока абсолютно соответствует известной бунинской характеристике.
Ученый Менделеев до ужаса боится рыб «чем они там дышат?». Много искристых деталей присутствует в характере у героя, которого замечательно играет Алексей Багдасаров. Интригует и сама пара Багдасаров и Лапшина - здесь откуда ни возьмись звонко звенят романические колокольчики.
Дмитрий Бозин - всегда особая мужская харизма, мужская грация и энергетика. В нем есть какая-то дикость, как у неприрученного мустанга из прерии и природный естественный сексапил. Роль Андрея Белого сидит на нем так же органично, как красный шелковый костюм «домино» на самом Белом. Настоящий кентавр!
Григорий Данцигер воплотившийся в двух лицах - местных мужиков Сени и Феди, и двух ипостасях - деревенского философа и Прекрасной Дамы (удивились сейчас?), возвел в абсолют комичность своей внешности - походка, профиль, взгляд, общий облик.
Поразительный финал. Маски сброшены господа, мы все тут кентавры! Портал открыт. Летим!?
PS. Летим вместе с художником Мариной Филатовой и режиссером по пластике Еленой Каралашвили
(c) фотограф Илья Буяновский
varandej Другой театр