Отец и дети. «Наследники» в Театре Олега Табакова, реж. Владимир Машков

Jun 02, 2024 21:03


Из всех дореволюционных пьес, написанных даровитым драматургом Сергеем Найденовым, которого прочили в наследники Александру Островскому, громко выстрелила только одна, первая - «Дети Ванюшина».

Пьеса, действительно, содержит в себе некую загадку. Почему она почти 120 лет не сходит с театральных подмостков и на неё до сих пор обращают свой взор и оставляют свой выбор театры. Отчего зрители глубоко сочувствуют боли главного героя купца Ванюшина, который всю жизнь работал на благо семьи, а также его нравственно неполноценных детей, которые всю жизнь ощущали дефицит родительского внимания. По какой именно причине пьеса заинтересовала художественного руководителя прославленной «Табакерки» Владимира Машкова, и чем именно он собирается «подцепить» и держать внимание избалованного зрителя в своей новой постановке.



(с) фотограф Александр Россоловский



Спектакль получил новое название «Наследники» и транспонирует основные интонации и эмоции пьесы Найденова. При этом он полностью освобожден, «зачищен» от архаики устаревшего литературного языка и описаний купечества. Машкова, как режиссера, крайне интересует смысл, заложенный в происходящее, поэтому каждый персонаж не находится в «вакууме» своего образа, за каждым стоит какая-то мысленная линия. Сложные человеческие эмоциональные сцены объединены одним нарративом и легкостью восприятия.  Сюжет русский, а динамика спектакля мексиканская. Концентрация страстей и проживания самых различных психологических состояний небывалая. Герои все время существуют в режиме затишья перед бурей с натянутыми до предела нервами.







Главного героя купца Ванюшина играет сам Владимир Машков. Мощная фигура труженика, который выстроил успешную производственную империю, но не смог простую «ячейку общества» - семью. Формально семья у него есть, жена-богомолка и разновозрастные дети, а по сути нет ни взаимопонимания, ни доверия, ни заботы друг о друге. Скелетов в шкафу этой семьи хоть отбавляй, приходится буквально придерживать плечом дверцу, чтобы не посыпались. Всё, на что инфантильные наследники способны, это смотреть на отца через призму денег, и далее заниматься мышиной возней добывания еще более толстой пачки купюр. Не было в то время психологов, которые бы разъяснили им про «элитный невроз» и «адаптационный потенциал». Их арсенал личностных ресурсов обнулен, им неоткуда брать силу и энергию для собственного развития, «ресурсный сундук» пуст, поскольку интересы замкнуты исключительно на деньгах отца.

Ситуация знакома не понаслышке, не так ли?

На сцене плеяда великолепных артистов. Умопомрачительная Яна Сексте играет некрасивую дочь Клавдию, горбатую, выданную замуж за ловеласа Щеткина (Алексей Усольцев). Кстати, вся прелесть «авторской инсценировки по мотивам» заключается в ярких и важных деталях, отличающихся от оригинальных, но придающих дополнительную ядрёность и рельефность раскрытию образов и сюжета. Клавдия в пьесе - хромоножка, а в спектакле горбунья, что визуально делает её облик отчаянно драматичным.













Великолепен дуэт афериста Красавина (Сергей Угрюмов) и второй дочери Людмилы (Анастасия Богатырева), незадачливой «артистки погорелого театра», которому также добавлены новые сочные акценты, которых нет в пьесе.













Старший сын подлец Константин (Артур Касимов), преданно влюбленная в него двоюродная сестра-бесприданница Елена (Софья Бейман) и развратная властная невеста, генеральская дочь Инна (Ксения Утехина) генерируют электрические разряды неравнобедренным любовным треугольником.









«Домашнюю агентуру» из любопытных и вездесущих двойняшек Аню и Катю играют студентки Школы Табакова Нелли Хапёрская и Алена Морилова.







Непредсказуема и внезапна метаморфоза превращения жены-тихушницы Арины Ивановны (Алена Лаптева) во властную особу.





В роли Алексея, младшего Ванюхина, экспрессивный Севастьян Смышников. В спектакле два полноценных состава, во втором его будет заменять Владислав Миллер. Ему досталась одна из самых сложных ролей в спектакле, потому что за короткое время актеру надо в буквальном смысле заново родиться, растворив черствость и намечающуюся порочность характера внезапной осознанностью, раскаянием и трепетной любовью к отцу.













«Наследники» в Театре Олега Табакова - это крупномасштабный спектакль, актуальность которого не только не утрачена, но и приумножена. Неуловимая текучая эстетика, синтезирующая прошлый век и время нынешнее, обязана и блестящему актерскому составу, и превосходной бытоподобной сценографии, когда зрителя как бы натурально впускают внутрь произведения. Художник Александр Рукавишников создал могучие декорации, вдохновляясь разными старинными купеческими особняками, в том числе домом, который был построен в Нижнем Новгороде купцами Рукавишниковыми, его предками. Художница по костюмам Мария Боровская не пожалела мехов, кружев и бархата для великолепных костюмов героев.

Отдельных аплодисментов заслуживает авторский финал! В самой пьесе финал тоже переписан. У Найденова существует другой альтернативный финал, не такой трагичный, как в первой версии. Но Владимир Машков вместе с автором инсценировки Олегом Антоновым руководствуясь словами психолога Льва Выготского о том, что «искусство призвано уравновешивать человека в самые критические и ответственные минуты его жизни», приняли принципиальное и очень правильное решение его изменить. Свет в конце тоннеля гораздо лучше пули в висок.







Владимир Машков, художественный руководитель, режиссер и актер



(с) фотографии предоставлены пресс-службой театра

«Наследники» - невероятно современный спектакль. Это спектакль-предупреждение, спектакль-надежда. Мы работали над каждым словом и хотели, чтобы это все отзывалось в зрительном зале. Спектакль рождается на зрителе, вся сверхзадача находится в зрительном зале. На сцене всё слажено как механизм часов. Пьесы сами находят нас. У нас в театре всегда есть большой чемодан с пьесами. Как мы выбираем пьесу? - В первую очередь пытаемся прочувствовать время. Эта пьеса мне показалась очень нужной для нашего театра. У нас большой и совершенно разноплановый репертуар, который дает возможность приблизиться к величайшему русскому психологическому театру.

Олег Антонов, автор инсценировки



(с) фотографии предоставлены пресс-службой театра

Пьеса «Дети Ванюшина» была написана в 1901 году и сразу попала в круг внимания двух крупных театров в Москве (Театр Корша) и Петербурге (Театр при Литературно-художественном обществе). Пьеса прошла с невероятным успехом, была обласкана зрителями и критикой. С этого момента начинается путешествие «Детей Ванюшина» сначала по подмосткам царской России, потом Советского Союза, а потом и современной России. После этого Найденов напишет еще 10 пьес, они будут успешными, но повторить успех своей первой пьесы он уже не сможет.

Мы очень старались сделать нашу версию пьесы современной, актуальной, чувственной, нежной, волнующей всех тех, кому небезразлична тема семьи и семейных отношений в нашей сегодняшней жизни. Наша задача была сделать её современной в первую очередь по языку. Поэтому мы себе позволили убрать всю архаику, связанную с купечеством и малознакомыми сейчас вещами, которая может отпугивать и сбивать с толку. Мы постарались осовременить речь. Постарались сделать действие в современном ритме, чтобы не было желания расслабиться. Динамика и придает ощущение современности.

На сцене хотелось сделать красивую основательную «купеческую» декорацию, нечто материально-осязаемое, чтобы зрителю было понятно ради чего идет борьба этих наследников. Чтобы это не были мифические фабрики и заводы, которые нельзя показать в театре. Зрителя в последнее время не балуют такими масштабными декорациями, которые вызывают совершенно определенные эмоции и создают ощущение настоящего аутентичного, за что стоит бороться.

Севастьян Смышников, актер



(с) фотографии предоставлены пресс-службой театра

Мой герой Алексей Ванюшин проходит процесс преображения и взросления на глазах. За два акта у него происходит кардинальная смена мировоззрения, отношения к жизни. Это мой первый партнерский выход на сцену с Владимиром Львовичем.

Яна Сексте, актриса



(с) фотографии предоставлены пресс-службой театра

Смех в этом спектакле это защитная реакция. Клавдия обожжена своей обидой на родителей, на весь мир. Эта обида сжигает ее изнутри. Эту роль можно сыграть только через опыт личной боли, чего делать не хочется, поскольку закрываешься от этого. Но когда в себе цепляешь эту болевую точку, то накатывает волна ярости, которую сложно контролировать. Каждый абсолютно уверен в своей правоте, каждый бьется за свое счастье, как он его понимает, у каждого свои обоснованные претензии, кто не дает ему быть счастливым. Для меня спектакль о любви. Пока ты жив, всё можно исправить. Пока мы живы, мы можем попросить прощения, сказать кому-то, что этого человека любим и жалеем.

(с) фотограф Александр Россоловский

Театр Олега Табакова

Аккредитация от сообщества московских блогеров МОСКВА ЛЮБЛЮ

ТЕАТР, ***Сообщество блогеров MOSKVA LUBLU, МОСКВА, я/Кино-Театр/Цирк-Концерт

Previous post Next post
Up