Разгадывать спектакли в театре ОКОЛО, созданном Юрием Погребничко, что смотреть в глаза невинному ребенку или руками пытаться поймать бабочку в том самом сне, что приснился Чжуан Чжоу, где то ли он бабочка, то ли она - Чжуан Чжоу.
Впрочем, не будем уходить в метафизическую сторону, вернемся в зрительный зал. Сегодня в ОКОЛО дают «Сирано де Бержерака» режиссера Саши Толстошевой. Театр в театре, спектакль в спектакле, где Сирано то ли актер, то ли режиссер, то ли играет главную роль, то ли сам ставит спектакль о себе. В поистине великолепных фехтовальных сценах можно разглядеть изящного кудрявого черноволосого юношу. Это Саша Толстошева.
(с) фотограф Илья Буяновский
Как всегда у Погребничко (Саша Толстошева его ученица, поэтому почти знак равенства) нет никакой уверенности кто все эти люди на сцене. Актеры в ОКОЛО как бродячие комедианты будто гуляют по театру из спектакля в спектакль. Иногда попадают в свой - это мы удачно зашли! Иногда мимо. И реквизит разный также кочует из одного спектакля в другой - металлические кровати, губные гармошки, стоптанная обувь.
Подстреленная чайка на голову может упасть, шут его знает, из чеховской пьесы, наверное, залетела.
В театре у Погребничко не особо жалуют сценические костюмы. Вместо них бесформенные пиджаки с чужого плеча да лохмотья. Слушай, мне сейчас на сцену выходить, дай ватник, кажется, твой будет впору. Какая разница, что на человеке, гораздо важнее, что внутри человека. Как если просят увидеть сразу душу через рванину, не отвлекаясь вниманием на одежду.
Вновь попытаюсь вернуться к Эдмону Ростану, которого, к слову, на сцене не так уж и много. Сирано де Бержерак (урод), Кристиан де Невиллет (писаный красавец), Роксана (роковая женщина) и де Гиш (лицо скрыто за плюмажем из перьев) - этого вполне достаточно. Кому мало - есть ещё Д'Артаньян постаревший, Лопахин чеховский, Данила балабановский, и странное кроткое существо женского пола с улыбкой Джульетты Мазины. Имена меняются, то Марта Мюнхгаузен, то Констанция Бонасье, а быть может и Суок, которая кукла наследника Тутти. Кто любит звон шпаг - займите позицию, сударь. Вжик, вжик, вжик, уноси готовенького!
Но я все время отвлекаюсь от сути, что ж такое.
Так про что спектакль?
Артистов спросили, что вы играете? Отвечают - любовь.
А любовь то как выглядит и как ее играть?
Актеры как бы приглашают не воспринимать всё происходящее на сцене всерьез, смеются, иронизируют, поют, фехтуют, по канату ходят, и зритель вроде бы вовлекается, но при этом смех смехом, а тяжко. Смотреть на то, как человек сам от своей любви отрекается - очень тяжело. Нехорошо на душе, потому как неправильно. Не должно так быть. Потому что человек как будто сам выключает у себя над головой солнце и луну со всеми звездами. Если любишь, бороться же надо.
Любовь всегда там, где температура, где звенит и уплотняется воздух, и вокруг исчезают люди и предметы.
Когда Максим Севриновский (Сирано де Бержерак) находится рядом с Роксаной (Мария Погребничко), то именно так и происходит. Как можно играть с ощутимым физическим изменением пространства - один Севриновский знает.
По сути, Роксана в спектакле бродяжка какая-то, в пальто латаном.
Но Сирано ее видит настоящую, сквозь лохмотья, а она его нет, хотя его душа касается её души. Но слепая Роксана. Красота здесь не спасает мир.
Любовь всегда там, где температура, где звенит и уплотняется воздух, и вокруг исчезают люди и предметы.
Когда Максим Севриновский (Сирано де Бержерак) находится рядом с Роксаной (Мария Погребничко), то именно так и происходит. Как можно играть с ощутимым физическим изменением пространства - один Севриновский знает.
По сути, Роксана в спектакле бродяжка какая-то, в пальто латаном.Но Сирано ее видит настоящую, сквозь лохмотья, а она его нет, хотя его душа касается её души. Но слепая Роксана. Красота здесь не спасает мир.
Сирано как Индиана Джонс. Не боящийся никого и ничего, смелый, благородный, отважный, умница и поэт - полностью обезоружен легкомысленной кокеткой Роксаной. Клинок её шпаги в его сердце. В широкополой почти ковбойской шляпе, за ней, как и за бравадой, легко спрятать чувства. Лицо в тени, на губах улыбка, в глазах слезы. Мешковатые штаны. Безвольно опущенные руки. Взгляд побитой собаки.
Смешной я? - Да. Нелепый, странный, непонятный? - Да, это всё про меня.
А надо ответить, если крикнут: Эй, у тебя нос длинный! - Да у тебя самого нос!
Приглядись-ка получше! Ведь мог же когда-то сделать что-то важное, что изменило бы полностью твою жизнь, но не сделал. Что же произошло, что тебя остановило - боялся или за зону комфорта цеплялся?
Да и причем здесь нос, тем более съёмный на резинке?
В сущности это просто маска, иллюзорная идеальность, выдуманная собственной головой.
А Роксана, может и не Роксана вовсе, а, скажем, Мечта. У человека была мечта, шел к ней, стремился, последний шаг остался, а он взял и остановился.
По сути, в спектакле всем предлагается снять свои «носы» - страхи и комплексы.
Собственно ОКОЛО всегда был про это - про внутреннюю Монголию, внутреннюю свободу, про внутреннее освобождение. И про любовь, которую запрещено терять!
Спектакли у самого Погребничко и у его учеников - как космический корабль, входишь в слои разреженной атмосферы. Везде знаки, как рассыпанный бисер. Нас постоянно ежеминутно предупреждают - не поймете смысл, ваш вишневый сад будет продан с молотка!
Финал как у Кустурицы. Всем утереть слезы, оркестр играет туш! Вернее семь сорок. Улыбайтесь, господа!
На сцену театра ОКОЛО Максим Севриновский вышел в своем первом спектакле в профессиональном театре. Он там никого особо не играл, просто стоял с папочкой. И сейчас не отказывается от этой крошечной роли, хотя уже и почти корифей-вахтанговец. Потому - что Юрий Погребничко его любимый режиссер, а ОКОЛО - любимый театр с родной атмосферой.
(с) фотограф Илья Буяновский
Театр ОКОЛО Аккредитация от информационного портала
MUZECUBE и сообщества московских блогеров
МОСКВА ЛЮБЛЮ ИНТЕРВЬЮ
Максим Севриновский: «Надо играть для Неба»