Волгоград. Музей-панорама Сталинградской битвы, Дом Павлова, Мельница Гергарда и "Танцующие дети"

Feb 23, 2018 11:30


Если окажетесь в Волгограде, то обязательно нужно посетить три места: Мамаев курган, Бункер Паулюса в Центральном универмаге и Музей-панораму Сталинградской битвы.
Я очень много читала про Сталинградскую битву и смотрела фильмы. Самые разные книги и фильмы. «Сталинград» Юрия Озерова смотреть невозможно, кино ни о чем, сплошная советская пропаганда. Очень интересной показалась книга немецкого военного корреспондента Хейнца Шрётера о битве под Сталинградом, написанная им в 1943 году. К слову сказать, книга, задуманная как пропагандистское орудие, способное поднять дух немецкой армии, была запрещена в Германии «за пораженческое настроение» и вышла в свет только в 1948 году. Совершенно непривычно было смотреть в сторону Сталинграда глазами немецких солдат. И как ни странно, именно дотошная аналитическая немецкая оценка военных действий показала тот неимоверный подвиг, который совершили русские люди - военные и жители города.
СТАЛИНГРАД - тот самый камень, о который непобедимая мощнейшая немецкая военная машина в буквальном смысле обломала зубы.
СТАЛИНГРАД - та сакральная точка, которая повернула ход войны.
СТАЛИНГРАД - город Героев в самом прямом смысле.

Из книги "Сталинград" Хейнца Шрётера (Heinz Schroter)
«В Сталинграде шли бои за каждый дом, за металлургические заводы, фабрики, ангары, судоходные каналы, улицы, площади, сады, стены».
«Сопротивление возникало практически на голом месте. На уцелевших фабриках осуществлялась сборка последних танков, оружейные склады опустели, вооружены были все, кто способен был держать оружие в руках: волжские пароходы, флот, рабочие военных фабрик, подростки».


Я в
и




«Пикирующие бомбардировщики наносили свои железные удары по руинам стойко защищавшихся плацдармов».

«Подвалы домов и своды цехов были оборудованы противниками под блиндажи и опорные пункты. Опасность подстерегала на каждом шагу, за каждой руиной скрывались снайперы, но особую опасность представляли канализационные сооружения для сточных вод - они подходили к Волге и использовались советским командованием для подвода к ним резервов. Нередко позади передовых немецких отрядов вдруг появлялись русские, и никто не мог понять, как они туда попали. Позднее все стало ясно, поэтому каналы в тех местах, где располагались крышки для водостока, были забаррикадированы стальными балками».
*Интересно, что дома, за которые велись смертельные бои, немцы описывают не по номерам, а по цвету, потому что немецкая любовь к цифрам стала бессмысленной.

«Сапёрный батальон залег перед аптекой и красным домом. Эти опорные пункты были оборудованы для обороны так, что взять их было невозможно».

«Наступление сапёрных батальонов продвинулось вперёд, но остановилось перед так называемым белым домом. Дома, о которых шла речь, представляли собой груды мусора, но и за них велись бои».
*Вот только представьте, сколько было в Сталинграде таких «красных и белых домов»…

Я оказалась в Волгограде в самом начале феврале, когда отмечали очередную годовщину со дня победы в Сталинградской битве. В этот день я пошла в Музей-панораму, который располагается на высоком берегу волжской набережной (ул. Чуйкова, 47). Очень удачно выбрала день, потому что на площадке перед музеем застала и концерт, и выступления наших ребят, и торжественное мероприятие, посвященное памятной дате.







































Внутри музея фотографировать не стала, темно, вряд ли бы получились хорошие фотографии без вспышки. Но - музей интереснейший. Прежде всего - круговая панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». Как описывает её Wiki: «Панорама «Сталинградская битва» - это полотно размером 16×120 м, площадью около 2000 м² и 1000 м² предметного плана. Сюжет - заключительный этап Сталинградской битвы - операция «Кольцо». На холсте показано соединение 26 января 1943 года 21-й и 62-й армий Донского фронта на западном склоне Мамаева Кургана, что привело к рассечению окружённой немецкой группировки на две части». Помимо панорамы (расположена на самом высоком этаже музея, в Ротонде) есть 4 диорамы (маленькие панорамы на первом этаже).
Оружие, советское и немецкое, награды, личные предметы и одежда, макеты, фотографии, портреты. Нужно обязательно брать экскурсовода. В моём случае это не получилось сделать, из-за того, что в Триумфальном зале проходила торжественная церемония, на которой присутствовали ветераны, военные, ребята-юноармейцы и музей был наводнён большим количеством гостей.












(с) фото yarowind


(с) фото kerrangjke


(с) muph


За Музеем-панорамой находится полуразрушенное красное кирпичное здание - Мельница Гергарда (Мельница Грудинина). Здание стало одним из важных узлов обороны города. Опять же, обращаясь к Wiki узнаём, что «Мельница находилась в полуокружении 58 дней, и за эти дни выдержало многочисленные попадания авиабомб и снарядов. Эти повреждения видны и сейчас - буквально каждый квадратный метр наружных стен иссечён снарядами, пулями и осколками, на крыше железобетонные балки перебиты прямыми попаданиями авиабомб. Стороны здания свидетельствуют о разной интенсивности миномётного и артиллерийского огня».















Рядом сейчас установлена копия скульптуры «Танцующие дети». Для Советской России это была довольно типовая скульптура - пионеры с красными галстуками (3 девочки и три мальчика) водят дружный хоровод вокруг фонтана. Но поврежденные пулями и осколками снарядов фигурки детей выглядят особенно пронзительно и беззащитно.












Напротив Музея-панорамы через дорогу находится Дом Павлова.
Опять обращусь к Википедии, чтобы не повторять её: «Дом Павлова - 4-этажный жилой дом, в котором во время Сталинградской битвы в течение 58 дней героически держала оборону группа советских бойцов. Часть историков считают, что обороной руководил старший сержант Я. Ф. Павлов, принявший командование отделением от раненого в начале боёв старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева. Немцы организовывали атаки по несколько раз в день. Каждый раз, когда солдаты или танки пытались вплотную приблизиться к дому, И. Ф. Афанасьев со своими товарищами встречал их шквальным огнём из подвала, окон и крыши. Всё время обороны дома Павлова (с 23 сентября по 25 ноября 1942 года) в подвале находились мирные жители, пока советские войска не перешли в контратаку».



Хочется вновь вернуться на показательные выступления наших ребят. И приведу текст Виталия Рогозина dervishv про рукопашный бой, который мне понравился невероятно.
...
Рукопашный бой - показуха или смертельное оружие?
Специалисты продолжают спорить о том, нужен ли рукопашный бой солдатам в условиях современной войны. А если нужен, то в каком объеме и с каким техническим арсеналом? И какие боевые искусства подходят для этого лучше всего? Как бы ни спорили аналитики, рукопашный бой по-прежнему занимает свое место в программах подготовки. На днях посмотрел навыки рукопашного боя у курсантов Московского Высшего Общевойскового Командного Училища.






В войсках ходит такая шутка: "Чтобы вступить в рукопашный бой, солдату нужно остаться в одних трусах, найти ровную площадку и второго такого же идиота". И в этой шутке заключена немалая мудрость, проверенная сотнями войн. Ведь даже в эпоху до появления огнестрельного оружия рукопашный бой не был "профилирующей дисциплиной". Основное внимание в боевой подготовке солдата уделялось его умению владеть оружием и не доводить бой до рукопашной.
Например в Китае, где традиции боевых искусств уходят в глубь тысячелетий, подготовку солдат к рукопашному бою систематизировали только во времена династии Мин, когда генерал Ци Цзигуан отобрал для подготовки войск и опубликовал свои "32 кулачных метода".
Всего 32 приема из огромного многообразия китайского ушу! Но самых эффективных и простых в усвоении.
По сообщениям западной прессы, весь курс рукопашного боя американской "Дельты" состоит из 30 приемов.





















1. Задача солдата, коль уж он не может в силу каких-то причин применить оружие, - в кратчайшие сроки уничтожить противника либо обезоружить и обездвижить его. И для этого не надо знать много приемов. Важно именно владеть ими, они должны намертво засесть в подсознании и мышечной памяти.
2. Самое важное для бойца - это умение использовать в рукопашном бою личное оружие и снаряжение.
3. Начнем с автомата. Удары наносятся штыком, стволом, прикладом, магазином.
Таким образом, даже без боеприпасов автомат остается грозным оружием в ближнем бою.
В системе Кадочникова, которую кое-где в отечественных силовых структурах еще преподают, автомат используют даже для обездвиживания и конвоирования пленного.
4. Приемы боя с ножом в рукопашном бою характеризуются быстрыми, экономными и в основном короткими и малоамплитудными движениями.
5. Целями для нанесения ударов являются преимущественно конечности и шея противника, так как, во-первых, в них размещены крупные кровеносные сосуды, расположенные близко к поверхности тела. Во-вторых, поражение рук оппонента резко снижает его способность к продолжению боя (поражение шеи по понятным причинам практически устраняет таковую). В-третьих, торс может быть защищен бронежилетом.
6. Метать нож без промаха из любого положения солдат еще уметь должен. Вот только делает он это только когда у него нет другого выхода, потому как нож создан резать и колоть и должен прочно лежать в руке, а не перемещаться в пространстве, оставляя хозяина без последнего оружия.
7. Страшным оружием в руках солдата является малая саперная лопатка. Радиус поражения и протяженность режущей кромки у нее гораздо больше, чем у любого ножа. Но в этих показательных боях ее не применяли, а зря.
8. Противостоять, будучи безоружным, вооруженному противнику - также необходимый навык.
9. А ведь отобрать оружие у противника не так и просто.
10. Настоящие ножи и пистолеты приближают учебную ситуацию к боевой, закрепляя психологическую устойчивость к оружию в руках оппонента.
11. Для бойца по-прежнему необходимы навыки бесшумного уничтожения часовых и захвата в плен военнослужащих противника.
12. Для любого разведчика важно уметь осуществлять обыск, связывание и конвоирование захваченных в плен или задержанных лиц.
13. Военнослужащий армейских подразделений в рукопашном бою должен убить противника в минимально возможный отрезок времени и продолжить выполнение поставленной задачи.
14. Целями для его ударов являются виски, глаза, горло, основание черепа, сердце (грамотный, точный, поставленный удар в область сердца приводит к его остановке). В качестве "расслабляющих" хороши удары в пах и коленные суставы.
15. Палка, в свою очередь, - это самое древнее оружие человека.
16. Приемы ее применения шлифовались тысячелетиями и могут быть приняты на вооружение без какой-либо доработки и адаптации.
17. Если вам даже никогда не придется применять навыки рукопашного боя, их лучше знать и уметь применять.
18. Хрусть и пополам.







Посты по тэгу «Волгоград»:
Волгоград. Мамаев курган
Волгоград. Торты наразвес и белые машины
А кому волгоградские коты?! Очень свежие коты!

Волгоград, РОССИЯ

Previous post Next post
Up