БОРОВСК. "Жил был художник... не один...". ФРЕСКИ НА УЛИЦАХ Владимира Овчинникова

Jan 24, 2018 11:30


Из рассказа "Боровск. Старинный. Русский. Город"

Боровск - Очень Интересный Город. Маленький, уютный, невыносимо провинциальный. Стоит на реке Протве. Утопает в сосновом бору. Грибов и ягод летом - облом. Весь в церквях. Монастырь - Пафнутьев-Боровский. Старинные полуразвалившиеся, но дивной красоты наличники на окнах. На центральной площади Ильич, устремленный в небо. Торговые ряды. Купеческие дома. Всё ста-а-ренькое, но держится. Бабульки на рынке продают пахучую зелень. Пучок петрушки - практически даром. А пахнет как! Вот вроде бы и все достопримечательности. Приехал, посмотрел, окунулся в давно забытую детскую беззаботность и спокойствие, повосторгался и уехал. Но всё не так. Этот шаблон посещения тихих провинциальных городков к Боровску никак не подходит. Размерчик (шаблона) - маловат.
«Ах, Боровск. Боровск, что ты за город такой! Нет, кажется никакой логики в извивах твоих вздыбленных улиц. Бросаются они то вправо, то влево, то приводят на вершины холмов, откуда видно далеко окрест, то опускаются в низины, где сыро и скучно. И никакой тебе золотой середины, ни опрятности немецкой и педантичности, ни французского изящества и лёгкости, ни английской рассудительности и устойчивости. А за океаном - не скажу, потому что не был, но видимо, Есенин не ошибался, говоря о «железном Миргороде». Да только железо-то, оно без души, а в наших миргородах и боровсках железо и бетон ещё небо не заслонили, зато души - хоть отбавляй». Д. Жуков.

Вся эта лепота - старинная, русская, советская - только поверхность. А там, в глубинах Боровска - История. Да ещё какая! Финно-угры, древнее городище, деревянная Крепость, старообрядцы, Боровский острог и боярыня Морозова, Пафнутьев-Боровский монастырь и пламенный старец Аввакум, Смута, Лжедмитрий, герои и предатели, Наполеон, фашисты, Циолковский и болид, советское равнодушие и демократическое тусклое сегодня.
Маленький русский город Боровск каким-то непонятным мистическим образом значится в судьбах многих выдающихся личностей. Самое интересное, что и сегодня, Боровск, несмотря на кажущуюся провинциальность, притягивает совершенно невероятных людей. Ну, не бывает в наше коммерческое время сейчас Таких! А в Боровске появился! И, конечно же, какие могут быть сомнения - совершенно случайно! Все вышерасставленные восклицательные знаки относятся к одному Художнику. О нём ниже. С него и начну рассказ про Боровск.


Я в
и




Жил был художник… не один…

Многие русские сказки начинаются так: «Однажды в тридевятом царстве в тридесятом государстве появился…». Так вот однажды, в Боровске появился художник. Вместе с женой - поэтессой. И чемоданчиком, наверное. Овчинников Владимир. Раньше строил ТЭЦ, заводские трубы и маяки, а сейчас вышел на пенсию. Но разве у настоящих Художников есть такое понятие, как «пенсия»? Просто, видимо, параллельно с этим официальным состоянием, у него появилось много свободного времени. И он начал рисовать картины. В городе. На стенах.

«Вот кто его просил что-ли? На краску денег давал? Сюжеты подсказывал? Другой нормальный человек сидел бы себе спокойно и огурцы в парничке выращивал или в домино бы перед подъездом стукал. А этому что надо! Приехал, понимаете ли, в город, и давай стены размазюкивать. Делать ему нечего! Малахольный что-ли? И глянь-ка, Петровна, глянь, и жена его туда же. Не сидится ж людям дома! Поетеса, одно слово, извините за выражение. Стишки-ка глянь, как кропает. Етот красит, а ета стихи, видите ли, приписывает. Возомнили из себя! Пушкин с Лермонтовым отдыхают, и Рембрандт с да Винчи нервно курят в стороне. А мы тоже с вами согласные! И стихи плохие, и стены не талантливые! Вот тут бы ему вот так бы нарисовать, а вот эту рифму вот так бы переписать. Вот я бы на их месте, вот ну не так бы всё сделал. Не так. Не ндравится мне и стиль, и это самое, и рифма. Мне просто некогда, я вот занят очень, у меня телевизор, дела-а, но если я бы вот это самое сам бы стал расписывать, то всё не так бы сделал. Всё не так!»

Не сомневаюсь, что именно вот таким образом местный житель и не только, перемывал косточки этому непонятному заезжему человеку. Каким только ветром занесло его в Боровск.
А если серьёзно, то сейчас, одними из самых ярких достопримечательностей города стали картины этого художника на стенах домов города. Их называют по разному - городские фрески, росписи, картины. Этот человек - Владимир Овчинников (Художник) и его жена Эльвира (Поэтесса) - опять помогли Боровску мощно выделиться среди прочих провинциальных русских городов. Искренние аплодисменты этим людям, переходящие в овации. Он пишет картины на стенах, она пишет к ним стихи.

Сам Овчинников говорит, что идею выйти на улицу с палитрой и начать рисовать На Улице, ему подарил друг. Сказал, что «был как-то в Прибалтике и видел, что там многие так делают». Но сам не рискнул. А Овчинников сделал Это. Вообще сам он считает, что рисование картин под открытым небом на стенах домов есть его совместный проект с женой «самой лучшей в России поэтессой и самой умной и красивой женщиной». Ее четверостишия на каждой его картине. За подписью «Э.Ч.» - Эльвира Частикова. Причём наблюдается взаимосвязь - либо тексты рождаются благодаря картинам, либо картины благодаря текстам. Сейчас в Боровске уже 100 его настенных фресок. Самое первое его уличное «полотно» называлось «Плачущее небо под ногами» на слова из песни Шевчука. А сейчас он рисует окна в заброшенных домах. Вставляет свои рисунки вместо выбитых рам - и дом оживает. В одном окне причесывается художница Галина Серебрякова, из другого улыбаются дети, в третьем облизывает бархатную лапку кошка.



Дома, на которых находятся картины, самые разные - это Торговые ряды, старинные купеческие особнячки, это хлебзавод и здания местной администрации, это милиция, музей (на нём работа ещё не окончена) и кинотеатр (на нём росписям Овчинникова составляет компанию художник Гольдин).

Стены тоже очень разные, есть кирпичные, но в основном старенькие, с облупливающейся и отваливающейся штукатуркой. Поэтому надеяться, что эти дивные росписи дойдут до потомков, может только большой оптимист. Штукатурка облетает, а вместе с ней кое-где и фрагменты картин. Да и городская администрация, спорные или двусмысленные сюжеты закрашивает!!! Уже пять замалякали и ещё над двумя похулиганили! На одной картине-диптихе был нарисован мэр Москвы Лужков на фоне возрождённого храма Христа Спасителя, а губернатор Калуги Артамонов - на фоне полуразрушенного храма в Боровске. Боровский мэр испугался, что калужский губернатор обидится и имидж его будет подмочен. Мер абиделся и решил не храм восстановить, а фреску замазюкать. Картину замалюкал. Теперь это огромный оранжевый квадрат мэра, конкурирующий по известности с чёрным квадратом Малевича.
Эти фрески везде, практически на каждом доме. И теперь, они заманивают толпы туристов, желающих полюбоваться этим дивом. Росписи, конечно, хочется посмотреть все. Но для этого надо ориентироваться в городе и знать их месторасположение. Для этого потребуется обычная бумажная карта города Боровска с названиями улиц и карта, нарисованная на стене Торговых рядов. Там отмечены все расписанные фресками дома.












Росписей, я повторюсь, очень много. И все они великолепны, интересны по замыслу, необычны по исполнению, и глубоки по содержанию. Фреска, которая покорила моё сердце, находится на стене хлебзавода. Ровно посередине этой стены, вдоль её, идёт внешняя узкая труба. Художник обыграл её необыкновенно нежно: как будто по этой трубе идёт девушка. Тоненькая, как стебелёк, хрупкая фигурка, жёлтое платьишко, а в раскинутых руках (она же идёт по трубе, балансируя, помогая себе сохранить равновесие руками, как, например, по канату) - связка баранок в одной и авоська с буханкой хлеба в другой. Это что-то… Прелестная картина. «Равновесие» - ЕЁ УЖЕ НЕТ!



Потом необыкновенно тронула роспись, на которой изображён голенький мальчуган. Она называется «Старый город», она чёрно-белая, нарисованы улицы и здания (на стене), а на двери этого дома (настоящей) - вот такой смешной мальчик. И стихи:
«Будущее - голый мальчик,
Вертит ключиком в замке.
А земля летит, как мячик,
И века все в кулачке».
Фреска «Старый город»



Ещё необыкновенно понравились и запомнились окна, вернее фальш-окна: рама есть, а вместо стекла картонки. В Боровске много таких домов. Так вот, целый ряд окошек с выглядывающими жителями: в одном окне - женщина, сидя на подоконнике, моет стёкла; на другом - стоят маленькие ребятишки в трусиках, мальчик и девочка; в третьем - пожилая пара, он читает газету, она о чём-то рассказывает; в следующем - за прозрачной кружевной тюлью лицо красивой женщины, кого-то ждёт?; на последнем - папа с дочкой пускают мыльные пузыри. Этот дом находится тоже на ул. Коммунистической, слева, на въезде в центр города. Не пропустите, смотрите внимательно.
Фрески «Пять окон» НЕТ!












Это перечисление, не означает, что другие фрески хуже. Они тоже восхитительны. И получаешь не меньше удовольствия, рассматривая их. Чтобы рассмотреть все фрески, надо стать охотником, оббежать весь город и облазить все его закоулки.

Самая главная фреска Боровска - это Глобус Города. Расположена на торце дома 1, ул. Коммунистическая, на въезде в центр города справа по ходу движения. Сказать что это оригинально - ничего не сказать. Похвалить? Не нуждается в комплиментах. Если вы аналогичное где-то такое видели - напишите, интересно.

Глобус - это огромная круглая карта города, нарисованная на стене с указанием специальными значками всех необходимых к просмотру достопримечательностей, рядом письменный список-перечень этих достопримечательностей, плюс рисунки-портреты, плюс смешные стихи и проза. Это не просто Карта города. Это Образ города. Там изображены все выдающиеся персонажи, которые имеют отношение к Боровску: адмирал Сенявин, академик Чебышев, учитель Циолковский, Пушкин со свиньей, Наполеон, который при отступлении переночевал в Боровске, братья-купцы Полежаевы, протопоп Аввакум, памятник мужику с огромным огурцом,. А ещё главные персонажи Глобуса - это стрекоза и бабочка. Почему? Художественный ответ: Стрекоза видит все вокруг себя на 360 градусов. А бабочка просто летит. …
Плюс сбоку скромная подпись авторов: «Глобус сделал В.Овчинников. При участии В. Кобзаря и Э. Частиковой. 2005г.». Этот глобус можно часами разглядывать.Мы долго стояли перед ним: любовались, рассматривали, вчитывались. Сделали кучу фотографий. Но дома, перечитав по нескольку раз сфотографированный текст, я решила, что его надо привести. Лучше прочитать и познакомиться с ним заранее, потому что считывать и воспринимать со стены труднее. Честно - смысл некоторых фраз мы не поняли. Но, тем не менее, сам Глобус от этого хуже не становится.





















Итак, знакомьтесь: ГЛОБУС БОРОВСКА ХХI век.

Эпиграфы:
«Глобус Боровска? Вот странно! Говорит Мария - Анна.
Вторит ей и Пётр-Павел: Во мазила! Как слукавил!
Ну, а что на самом деле, то есть - первого апреля?
7% смеха ради, остальное всё по правде!»

«Жизнь наша здешняя подобна селянке, которую в малоярославецком трактире подают. Коли ешь её с маху - ложка за ложкой, - ничего, словно, как и еда, а если начнёшь ворошить да разглядывать - стошнит!»
(Салтыков-Щедрин, «Современная идиллия»)

«Пойми, Сенявин, дорогой, ты видишь Центр, лишь сердцевину,
С позиции совсем другой, открыты Гривки, Рощу видно».
(Текст над фигурой адмирала в треуголке, пристально смотрящего в подзорную трубу).

Обозначения:
Пунктирная дорожка на фреске справа - Тропа по которой преподобный Пафнутий прошёл из Высоково на Истерьму.

Колокол - Набат, призывающий улыбнуться.
Силуэт парочки туристов - Это вы стоите у дома перед Глобусом.
Две волны - Протва, в которую можно бросить бутылку с запиской.
Вытянутая буква Икс - Канунников мост.
Пропеллер (перечёркнутый круг) - На посадку в Ермолино (*там аэродром)

Организации и учреждения, где:
Значок молнии - связывают с внешним миром (*почта);
Два кольца - связывают по обоюдному согласию (*ЗАГС);
Наручники - связывают (*милиция);
Весы - судят по законам (*суд);
Летучая мышь - охраняют (*вневедомственная охрана);
Раскрытая газета - формируют наше мнение (*редакция газеты).

Человек в позе мыслителя Родена - Городской Голова с Думой.
-”- его зеркальное изображение - Районный Голова.
Стрелка в круге - Обелиск без головы (*обелиск в честь освоения космоса, у подножия которого раньше стоял бюст Циолковского (одна голова), но потом он исчез).
Обелиск - Невоздвигнутый памятник (*несостоявшийся в результате недостойных интриг чиновников памятник павшим в юбилейном 2005г.).
Холм с плоской макушкой (значок вулкана) - Вулкан спящей энергии народа, 162 - высота, НУМ (*Над Уровнем Моря).
Значковое обозначение ж/д, прямоугольник, wc - Непостроенные железная дорога, перрон, общественный wc.
Скамейка - Сквер, ожидающий благоустройства.
Перевёрнутая буква П - неустановленные урны для мусора - повсюду.
Буква А - Автостанция недостроенная.
Силуэт Ильича с поднятой рукой - Обязательный монумент.
Буква Ш - Шедевры современной архитектуры.
Тёмная точка в светлом квадрате - Апогей украшения города «ДЖИНС».
Маковки церквей - Миражи уничтоженных храмов.
Автобус на фоне церкви - Храм-гараж. (Мимо ехал Лужков и сказал: «Надо восстановить»).
Керосиновая лампа на фоне церкви - Спас на керосине (при фашистах - конюшня).
Крест на фоне церкви - Храм-водокачка.
Цветок с 5-ю тёмными лепестками (пятиугольник) - Центр краеведения.
Цветок с 5-ю светлыми лепестками (пятиугольник) - Будущий музей «Усадьба прошлого».
Ромбик из 4-х светлых квадратиков - Культурный центр и книжный магазин.
Ромбик из 4-х светлых квадратиков - Центр искусств НЕ имени Прянишникова.
Матрёшка - Реаниматоры памяти в «Берегине» и «Светлице».
Буква Г - Гостиница, в которой останавливался К. Прутков.
Стрелка влево - Отсюда живописный вид.
Латинская буква F - futurum - Воспоминания о будущем.
Военная треуголка - Ночёвка и «Фиаско Бонапарта».
Колосок - Хлебное поле (*хлебозавод с настенной картиной).
Две перекрещенных лопатки - Тайник.
Привидение - Дом с привидениями.
Горшочек с червонцами - В этом доме зарыт клад.
Человек с кувшином - Здесь омывают тело (*баня).
Закрытая книжка - Здесь разгадывают мир (*библиотека).
Ломаная линия - Траектория полёта бабочки.
Муха - Муха-путешественница (улетела, пока не замазали).

Дом, на котором нарисован Глобус, (а он располагается напротив жёлтого Благовещенского собора, прямо в центре города), вообще расписан полностью. На другом его торце нарисована фигура Циолковского. Он жил и работал в Боровске учителем арифметики. Интересно, что рядом приведён фрагмент его письма, и что вы думаете! - великий учёный, учитель, писал с ашипками! «При сем прилагаю сведения о грамадном балиде, пролетевшим над Боровском, где я пробыл учителем 12 лет. Получено мною о болиде 200 писем. Его видели в образе падающей звезды даже за 1000 килом. От Москвы. Ваш Циалковский. 4 июля. 1934 г.». Кому - Стернфельду. Куда - Париж».
«Циолковский»












Во молодец - наш огурец!



Парадная сторона дома, обращённая к дороге, расписана портретами и знаменательными историческими сценами. На ней надпись: «Летопись ратных имён и деяний».
Далее портреты:
- русский воин в кольчуге и стальном шлеме - Михаил Бренок - двойник Дмитрия Донского в Куликовской битве;
- русский князь в военном облачении и со щитом - Владимир Андреевич Храбрый, князь серпуховско-боровский;
- воевода, князь Дмитрий Пожарский с мечом (фрагмент всем известного памятника Мартоса на Красной площади) - руководил отражением польско-литовской интервенции в Боровском уезде в 1615-1618;
- князь Волконский, отбивающийся от врагов поляков, в Пафнутьевом монастыре в Боровске в 1610. Подвиг князя лёг в основу символики герба г. Боровска.
Все эти замечательные картины нарисованы на стенах между окнами (вполне обитаемыми, с занавесочками и цветочными горшками), а самое интересное, что самое последнее окно - фальш, и из него выглядывает какая-то загадочная русская боярыня. Выглядит - потрясающе! И ещё добавлю восклицательных знаков !!
«Во имя России» (серия из 8 картин)















Но на художника пишут жалобы!?.. То адмирала Сенявина, уроженца здешних мест, он на канализационной подстанции нарисовал, и ето «принижает его величие». То народ выстиранные семейные трусы не может повесить на балконе, потому что под ним нарисованы герои Куликовской битвы. То после того, как на одном доме художник изобразил академика Чебышева, тоже уроженца здешних мест, возник оптический обман, что дом как будто падает. А голенький писающий мальчика рядом с храмом - «возмущает чувства верующих»...
Удивительно, что авторы жалоб - это собратья художника по кисточкам, т.е. если жители на улице подходят к нему и благодарят, и идеи дают, и расспрашивают о сюжетах, и в очередь выстраиваются, чтобы им на их заборчиках и домишках что-нибудь тоже нарисовали, то разнокалиберные «товарищи по цеху» строчат жалобы в администрацию.

Вот почитайте убойной силы экземпляр. Афтор произведения - архитектор Нестеренко:
Главе администрации гор. Боровска: «Отдел архитектуры и градостроительства ставит Вас в известность, что уличное оформление по художественной раскраске фасадов зданий нарушает охрану ценной исторической среды сложившейся застройки города Боровска, так как для благоустройства и украшения улиц города следует учесть метод комплексной реконструкции, предусматривая и проводя одновременно работы по реставрации зданий, имеющих архитектурную и культурную ценность, по реконструкции, модернизации и капитальному строительству существующих зданий не нарушая традиционный характер среды и благоустройства территории с учетом безопасности движения во избежание визуально-обманчивого восприятия уличного проезда». … ??? …!!! - О как, припечатали-то, а! только переведите, пжлста, если кто-то хоть что-то понял.

Туристы о жалобах ничего не знают, но в город, тем не менее, валом валят - чтобы посмотреть на фрески. Сам художник на подобные выпады отвечает словами К.Пруткова: «У всякого портного свой взгляд на искусство» и продолжает рисовать. Вот он, какой, Боровский парадокс. Да, альбом с росписями можно было купить в местной художественной галерее. Сейчас, к большому сожалению или к радости (? ), он уже распродан.

ПРОГУЛКА ПО БОРОВСКУ - ФРЕСКИ ВЛАДИМИРА ОВЧИННИКОВА


















"Адмирал Сенявин"



"Морячка"






"С таким мотором, только нас видали!"



"Песня весны"



"Спешите творить добро!"












Новая картина по мотивам Марка Шагала. Шагал жил в Витебске, Овчинников живёт в Боровске. Паралелли? Нет! - Знак равенства!)
фото olga_sorokina



Из Фейсбука Владимира Овчинникова
"Художник Юрий Васильевич Шеров сегодня прислал мне только что законченную им картину "Параллельный город" (60х60). В наивном стиле изобразил меня и Эльвиру. Говорит, выставит картину в феврале в Музее истории Обнинска".
.




Из Фейсбука Владимира Овчинникова



На выезде из города - "Красивого поворота!"



Владимир Овчинников в Фейсбуке
Эльвира Частикова Стихи
Владимир Овчинников и Эльвира Частикова на Pamsik.ru
У художника раньше был сайт "Параллельный город", но он, к сожалению закрыт. Читать статью о художнике

(с) Рассказ "Боровск. Старинный. Русский. Город"
Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т.ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт - (с) Pamsik.ru и упоминании имени автора.

Посты по русским городам:
Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Алексин… Убитый русский город…
Масонский Ярославль
Ярославский «Кремль» и «Слово о полку Игореве»
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке
Загадки Коломны. Хранители Либереи и Пояс Власти
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Зарайский рай. Компактный путеводитель по городу
Александровский Кремль. История Короля Пик
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Вологодский Кремль …и Либерея Ивана Грозного
Вологда и Николай Рубцов
Кострома. Ипатьевский монастырь
Муром. Спасо-Преображенский монастырь. Про муромские калачи
Муром. Окский сад или древнее Городище
Прогулка по Твери. Загадочные страницы тверской истории - Афанасий Никитин
Тверь. Гостиница «Оснабрюк». Памятник Пушкину на набережной /ч.1
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря
Торжок. Борисоглебский мужской монастырь. Вознесенская деревянная церковь
Путеводитель по Торжку
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке

*Подmoskovie, Боровск, РОССИЯ

Previous post Next post
Up