Из
рассказа «Муром-Муром, городок»
…В Спасо-Преображенском монастыре мы постоянно удивлялись. У него прекрасное месторасположение - немного в стороне от центра (вправо против течения Оки) на высоченном берегу реки. Такая распахнутость на земле, над рекой и под небом.
… Монастырь очень гостеприимен. В Трапезной есть столовая, в Братских кельях - паломническая гостиница, в монастырской хлебной лавке - можно купить хлеб и муромские калачи, в маленькой Колокольне самим позвонить в колокола, на лавочках - посидеть, отдохнуть, а по самой территории спокойно погулять.
… Калачи красуются на гербе Мурома. Вот его описание: «В верхней части в красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест. В нижней - на голубом поле три крупичатых калача, которыми сей город отменно славится».
…Муромский калач - это съедобный сувенир города. Мы зашли в магазин и удивились. Каких только калачей нет - от маленьких и средних до гигантов. Продавщица нам посоветовала в качестве сувенира взять огромный, мол, везти, так везти.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Конвейерные исторические штампы об этом монастыре - «самый древний», «построил Иван Грозный», «отсюда и начался Муром» - прочитанные во всевозможных источниках совсем не способствовали какому-то такому особенному нашему желанию его посетить. Мы наметили осмотреть главные по нашему мнению достопримечательности города, а этот монастырь практически замыкал список. Уставшим голосом говорили так: «Ну, может, поедем посмотрим? - Ну, давай съездим».
А оказалось, что этот монастырь занимает теперь почётное место в наших самых удивительных воспоминаниях о Муроме. Наверное, это правильно, когда получается так, что линейку для высоких ожиданий и рамку для строгой оценки откидываешь в сторону, то сразу и освобождается место для ярких и запоминающихся, свободных от шаблонов-ожидаемостей впечатлений.
Вход в монастырь
В этом монастыре мы постоянно удивлялись. Оказалось, что он намного отличается от двух уже увиденных, и, прежде всего, - прекрасным месторасположением - немного в стороне от центра (вправо против течения Оки) на высоченном берегу реки.
Такая распахнутость на земле, над рекой и под небом. Вид - потрясающий.
На территории монастыря практически нет деревьев, только травяной ковёр, обилие ярких цветочных клумб, мощеные булыжником прудик и фонтанчик, плиточные дорожки, монастырский достаточно приличный по размеру и ухоженности огород: капустные грядки, помидорчики-огурчики; огромный розарий, соседствующий рядом с некрополем; а также впечатляющий белоснежный Преображенский собор, большая Колокольня и прочие церковные постройки. Монастырь обнимают крепостные стены, а со стороны естественной защиты - крутого склона, спускающегося к Оке, тоже есть ограда, сползающая по нему, и маленькая Колокольня.
Монастырь очень гостеприимен. В Трапезной есть столовая, в Братских кельях - паломническая гостиница, в монастырской хлебной лавке - можно купить хлеб и муромские калачи, в маленькой Колокольне самим позвонить в колокола, на лавочках - посидеть, отдохнуть, а по самой территории спокойно погулять.
Огромное впечатление произвёл Преображенский собор. Вообще территория монастыря очень большая, просторная и ровная - такая открытая небу площадка на высокой круче берега. А сам собор находится в центре и немножко особняком от всех прочих построек. Кроме этого, он ещё как бы приподнят над землей - стоит на ступенчатом возвышении на большой мощёной площади. Собор недавно отреставрирован (как и весь монастырь), он белоснежен, но самое впечатляюще - это тёмные шлемы куполов в золотом обрамлении и золотыми ажурными крестами.
Вид с восточнй стороны собора. Справа Колокольня. Снимала против солнца.
Фото потом редактировала, но осталась зернистость
Внутри храма находится невероятно красивая икона «Божья Матерь Скоропослушица». Её называют Афонской, потому что она привезена из одного из знаменитых монастырей на горе Афон в Греции. Она чудотворная и действительно редкой красоты - очень большая и золотая, украшенная камнями, искрящимися на свету. Ощущение у всех, кто её видит - ослепительное золотое великолепие. «Пусть все православные …обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого …будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею, потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений». Мы попали на службу, но свечи поставили. Их купили в самом соборе на входе. Там стоит низкий столик и продаются свечки и золотистые разноразмерные копии этой иконы. Храм свежеотреставрированный и поэтому у них там ещё пахнет ремонтом.
По монастырю надо ходить в соответствующей одежде. Православные требования к ней минимальны - юбка и платок для женщин. Но, тем не менее, девушки в мини-юбках, штанах, в декольте и с непокрытой головой умудряются обижаться даже на этот минимум. Сколько раз читала описание «конфликта». «Ой, представляете, ко мне подошли и цыкнули!». Обычно «цыкают», т.е. делают замечания - сплошные «злобные бабки», а сам автор конфликта - считает себя «несправедливо обиженным трепетным лепестком». Некоторым даже легче не одеть юбку, платок и извиниться, а перебежать в другую веру. У Марии Арбатовой, прочитала в её книге про Индию, что одна из её подруг таким образом, «обидевшись» на православие, оказалась в католическом храме. Интересно, а если и там ей сделают замечание - примет мусульманство? ) Люди обожают находить причины своих конфликтов не в себе, а в окружающих, и свою гордыню и тщеславие не видят в упор. Когда Илья Муромец решил уйти в Киево-Печёрскую Лавру проситься, чтобы его приняли в обитель монахом, то игумен три раза бросал на землю платок - проверял гордыню будущего послушника - и три раза богатырь нагибался и поднимал его. А как иначе?
Все монастыри в Муроме при Красной власти закрыли, и для каких только нужд не пытались приспособить. Это же дивное местечко облюбовали себе военные - Муромский полк связи. Надо отметить их отличный и размашистый вкус - жили здесь и связь свою налаживали, на приокском монастырском приволье, как в санатории.
Мы походили по монастырю, зашли в собор, долго стояли, любовались видом Оки и слушали туристические нестройные колокольные перезвоны, прочитали список знаменитых дворянских фамилий в некрополе, и увидели странную подземную часовню, с прозрачной стенкой - через неё просвечивались аккуратно сложенные на полочки жёлтые…черепа. Я, с отключённой в давке туристов перед часовней соображалкой, пощёлкала фотоаппаратом, но муж заставил стереть эти фотографии, сказал, что не дело праздно фотографировать такие вещи.
Вид на Оку
А потом мы пошли за хлебом.
Муром славен своими знаменитыми муромскими калачами. Они продаются только здесь, в Спасо-Преображенском монастыре. Их здесь пекут, а продают в хлебной лавке, вход в которую находится с улицы, слева от главных ворот.
Весь хлеб здесь освященный. Правда есть одна тонкость - хлеба пекут много, но туристов ещё больше, поэтому, когда мы пришли сюда где-то в 5 часов вечера, то посмотрели только на пустые полки. Всё было разобрано. Приходить сюда за хлебом надо пораньше. Но мы не расстроились - впереди у нас Дивеево, и калачи нам даже лучше купить уже на обратном пути домой.
ПРО МУРОМСКИЕ КАЛАЧИ
Калачи красуются на гербе Мурома. Вот его описание: «В верхней части в красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест. В нижней - на голубом поле три крупичатых калача, которыми сей город отменно славится».
Муромский калач - это съедобный сувенир города. Напишу немного о калачах, вернее с помощью моего любимейшего В.Похлёбкина. Кроме него, дотошнейшего кулинара и умницы, никто уже, наверное, и не вспомнит, что такое настоящий муромский калач.
Раньше на Руси хлеба делились на две большие категории - решётные и ситные - в зависимости от того, как просеивалась мука, через решето или через сито (разные ячейки). К последним относились московские калачи и сайки, муромские калачи, смоленские кренделя, валдайские баранки.
Калач - это пшеничный ситный хлеб. А главная особенность его теста - это скважистость. Ситники всегда выходят пышными, скважистыми, с мягкой корочкой, и тягучим, упругим, приятным хлебным мякишем. Но вкус именно калача неповторим, так же, как и его внешний вид. Калач состоит из трёх частей: толстого «животика», нависающей над ним поджаристой, хрустящей «губы» и поддерживающей их обоих «ручки» или «дужки».
Чтобы испечь настоящий калач нужно знать два самых важных секрета. Главный из них - тесто должно неоднократно и долго проминаться только руками человека. Если тесто месить машиной - оно никогда не подойдёт, не поднимется. Когда мнут машины - из теста выбивается углекислый газ. А второй секрет - его необходимо выдерживать на холоде. Прежде хорошие калачи мяли прямо на льду - а это очень важно. Когда тесто ставят в холодильник после замеса - это уже поздно, потому что древний замес не позволял части газа уйти, на льду он как бы замораживался. Только поэтому калачное тесто долго не черствело, а откушать горячего калача считалось превеликим удовольствием.
Почему калач - калач? Одни считают, что это название идёт от русского слова «коло» - круг, другие от татарского «калач» - т.е. буквально «будь голоден», или аппетитный. Откуда в Муроме татарский калач понятно - Ока, торговый водный путь, смешение народов со всех краёв. Раньше Муром славился своими неповторимыми калачами. А что сейчас? Сам Похлёбкин считал, что муромские калачи остались лишь в пословицах.
Мы зашли в магазин и удивились. Каких только калачей нет - от маленьких и средних до гигантов.
Продавщица нам посоветовала в качестве сувенира взять огромный, мол, везти, так везти. Но нам было всё мало, и мы ещё купили троечку средних. Густопосыпанные маком загорелые калачи были торжественно оттащены в машину. Уже дома, распивая с ним чаёк, всё-таки стало понятно, что это не совсем калач. Вернее даже это не калач, только его форма. Вкусный, но тесто похоже на бараночное.
И кстати про скважистость. Проводя беззаботное детство у бабушки в Тульской области, мы постоянно ездили за хлебом в село Ханино. Знаменитый ханинский хлеб! Это что-то! Скважины говорите признак высочайшего качества? Так там ноздри были такие, что можно руку просунуть. Но лучше всё-таки этого не делать :), а залить в них мёд. Невероятно вкусно. Невероятно. Сейчас ханинский хлеб до сих пор есть, только скважин-ноздрей уже нет. А точнее они стали мелкими и почти незаметными - ушли старые мастера, знавшие секреты. А молодым продвинутым хлебопёкам только дай на кнопки тесторазмешивающих машин понажимать, больше никого ничего не интересует.
Рассказы о поездке в Муром и Дивеево
«Муром-Муром, городок» «Дивеево - Русская Земля Обетованная» Посты о Муроме и Дивеево:
Муром. Окский сад или древнее Городище Муром. Свято-Благовещенский монастырь. К Петру и Февронии… Дивеево. Канавка Пресвятой Богородицы Посты по русским монастырям:
Над рекой во ржи. Спас-на-Угре (Калужская область) Стефано-Махрищский монастырь (15км от г.Александров, Владимирская область) Колюпаново. Свято-Казанский женский монастырь. ЧуднОе место Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии Кирилло-Белозерский монастырь. Сиверское озеро Кострома. Ипатьевский монастырь Оптина Пустынь. Батюшка Амвросий Оптинский Солотча. Солотчинский монастырь. Про сосны, ландышевые и земляниные поляны и кафе «Лесная сказка» Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря