Feb 27, 2009 19:25
Давно меня занимал вопрос оценок в педагогике. С одной стороны оценка это стимул стараться и выполнить работу как можно лучше, с другой, она далеко не всегда способствует пробуждению положительных качеств учеников. Соревновательный аспект, к которому она провоцирует, развивает порой крайне не добрую, а порой и откровенно недобросовестную конкуренцию, ревность, тщеславие, желание унизить окружающих с целью возвысить себя. Существуют системы педагогики, которые отказались от применения оценок, дабы не будить вышеперечисленные пороки, но они выглядят как-то беззубо: если никто не оценивает твою работу, то зачем стараться?
Недавно меня осенила мысль, достаточно банальная, я применял этот принцип на протяжении многих лет, но взглянул на него с этого ракурса впервые. Принцип оценок заключается в том, чтобы не сравнивать себя с другими. Себя нужно, прежде всего, сравнивать с самим собой и смотреть, прогресс это или деградация. И если сегодня, к примеру, ты плохой музыкант, то это вовсе не значит, что ты бездарь и тебе нечего этим заниматься, возможно, вчера ты вообще не представлял себе с какой стороны подойти к инструменту, а если продолжишь усердно заниматься, то через десяток лет достигнешь виртуозного уровня.
Шкала для оценок должна быть не объективной, а субъективной. У каждого человека в каждой области свои способности, и нет смысла с педагогической точки зрения сравнивать успехи одаренного ученика с посредственным или даже отсталым, одному давать повод к возношению, а у другого, напротив, развивать комплекс неполноценности. Педагог, должен оценивать только то, насколько старался ученик, выполняя данную работу, а вовсе не какой-то объективный уровень, на котором она выполнена.