Feb 01, 2008 17:16
Кого не занимали вопросы об этих двух понятиях, и каких только образов ни рисовала человеческая фантазия, пытаясь проникнуть за кулисы явленного бытия.
Однажды мне в голову пришла занятная картина загробного мира: каждый человек получает то, к чему стремился в своей жизни, иными словами то, чем он заполнил свою душу во время, отпущенное ему на земле. Ведь фактически мы в своем сознании отождествляемся со всем тем, на чем сфокусировали наше внимание.
Так вот, если человек за время своей жизни «проковырял» хоть маленькую щелочку в «скорлупе» своего лживого эго, «вылупился» свыше, родился от Духа и увидел луч истинного света, такой человек, держась за этот луч как за нить Ариадны, после смерти восходит к абсолютной свободе, в полноту Света.
А все остальные переходят в вечность со всем тем багажом, который в виде опыта, знаний и ощущений они скопили в своем сознании. Конечно, философам и интеллектуалам повезет больше, чем грузчикам и сексуальным маньякам. Но даже для них, философов, остаться в вечности запертыми как белка в колесе в ограниченном пространстве своих знаний и убеждений - невыносимая мука. Быть может это и есть тот самый миф Вечного Возвращения, ужас которого свел Ницше с ума.
Мой друг, натолкнувший меня на эту мысль, тогда возразил мне, что это не может быть правдой, ибо конец времен, то есть Страшный Суд - это апокалипсис - откровение Принципа, когда все тайное становится явным, когда становится очевидной суть вещей. Мне эта концепция всегда казалась единственно верной. Торжество Света для кого-то будет прекрасным, но для кого-то ужасным. Как вы будете себя чувствовать в Свете обнажившейся Истины, когда уже невозможно будет спрятать свое непристойное ничтожество под фиговым листочком все покрывающей гордыни? Даже сейчас для нас, существ, не ведающих света, угрызения совести - смутный отблеск Божественного Света бывают столь невыносимы. В этой концепции ад - это страдание из-за недостоинства своего «наряда» в лучах Вечной Славы. Эта картина прекрасно вписывается в святоотеческую традицию. Но как быть с тем свидетельством святых Отцов, что ад - это место где нет Света?
«Впечатления, составляющие достояние души в час смерти ее, остаются достоянием ее навеки, служат залогом или ее вечного блаженства, или ее вечного бедствия».
(Игнатий Брянчанинов)