Deep Purple выпустили многоплановый полистилистичный альбом, с интересной, глубокой и красивой музыкой, полной подтекста, контекста и гипертекста.
Deep Purple ушли от накатанной и наработанной десятилетиями стилистики.
Предыстория примерно такая: группа Deep Purple, не записывающая альбомы уже 8 лет, собралась в студии, чтобы наконец сделать запись. Уже немолодые музыканты использовали старый проверенный способ написания музыки - собрались в студии а начали джемовать. Из получившихся идей, показавшимся им достойными, был сформирован материал альбома. Исходя из этого, можно было бы предполагать, что мы получим альбом добротного, но малоинтересного хард-рока. Тот случай, когда музыканты играют стиль - играть плохо они не умеют, а сочинять интересно уже не могут.
Просто счастье, что это оказалось неправдой. Альбом представлен песнями, являющимися оригинальными и зрелыми композиторскими решениями. Песни - с захватывающим развитием, интересной структурой, динамикой и драматургией. С характером и собственным лицом.
Бегло по некоторым вещам:
A Simple Song. Уход музыкантов от парадигмы собственной музыки проявился и здесь. Вместо того, чтобы с первых тактов зарядить бодрым боевиком, мы имеем дело с этапным музыкальным развитием, постепенным подключением новых инструментов, в результате чего образуется размеренная и сочная вещь с красивой и сильной мелодией. А далее возникает ощущение какого-то колдовства, потому что необузданная, неистовая партия Эйри очень напоминает Джона Лорда, образца 70 года. Эффект Лорда настолько ярок, что перехватывает дыхание.
Weirdistan. И здесь Эйри блистателен, но уже в собственном ключе. И здесь - интересное развитие темы, причем, в кульминации музыкальная тема несколько раз неожиданно меняется.
Hell To Pay. Самая слабая вещь альбома - тот самый стандартный хард-рок, которого я так боялся. У меня подобные вещи вписываются в условное понятие "блэкморовская деградация". Из-за подобного я не люблю Рэйнбоу и последние альбомы Deep Purple с Блэкмором. Спасает песню опять Эйри сочным соло.
Above And Beyond. Жемчужина. Основанная на клавишной теме в лучших ЭЛП-овских традициях, в размере 6/4, когда мы имеем дело с несколькими наложенным друг на друга клавишными партиями. Далее эта структура на 6/4 как бы дробится на части и хитро модулирует вверх. Далее красивейшая партия Гиллана - в первом куплете в низком регистре, во втором - в более высоком, оттененная уже контрапунктной линией Эйри, напоминающей клавишную партию в It Never Rains, Dire Straits. Вот такая вот вкуснотища. Очень тонко выписанная вещь, где необычный размер дает максимальный эффект.
Uncommon Man. Тема, которая перезвучивается с копландовской Fanfare For A Common Man. По звучанию - как пример из восьмидесятых. По этому звучанию, она, пожалуй, хорошо бы вписалась в A House Of Blue Light, если бы не бы на замечательная инструментальная середина, да то, что сама песня слишком хороша для ДП того периода.
Vincent Price. Самая экспериментальная вещь. Насколько это серьезно, мне трудно судить, так как я жанровые аллюзии здесь плохо улавливаю, так как, видимо, не знаком с объектом (объектами) отсылок. Заканчивается альбом единственным гиллановским скримом, который выполняет как бы функцию десерта напоследок, вишенки на торте.
По музыкантам.
Эйри - очень расширил палитру звучания своих инструментов, кажется, был основным генератором идей альбома. Восхищен его работой.
Морс. В общем-то в своем духе. Стив не входит, мягко говоря, в круг моих любимых гитаристов, и никак не может избавиться от своей беды - при попытках играть быстрые пассажи бОльшая часть нот у него оказываются лишними. Примеры - соло в Hell To Pay и Out Of Hand. Однако там, где играются длинные ноты ("мелодии кантиленного характера") может быть очень хорош и точен. Пример - соло в Blood From A Stone.
Гиллан. Кажется достиг состояния спокойной мудрости. Очень хорош практически во всех партиях, много поет длинных нот в среднем регистре, где звучит очень убедительно. Практически избавился от неприятной манеры последних 20 лет - петь припевы монотонными крикливыми речитативами.
По названию альбома. Вроде как в названии проявилась любовь Гиллана к разного рода невинным шалостям. Сложно судить о всех коннотациях не носителю языка. Мне, допустим, вспоминается, что в названии композиции Майлза Дейвиса "So What" была любимая реплика Майлза, которая звучала весьма язвительно. Я бы остановился на двух вариантах перевода - литературном и не очень. Первый - "Что теперь?!", второй - "И чё?!"