Уже третий год мы нашей небольшой, но тёплой компанией в конце июня отправляемся в велопоход. Мы не спортсмены и не фанаты технически совершенных великов. Просто нам очень нравится смотреть на окружающий мир из-за руля велосипеда. Автомобиль слишком быстро передвигается и не оставляет водителю возможности глазеть по сторонам. А пешком сильно далеко не уйдёшь - километров 35 за день ещё могут быть в радость, но не больше. Поэтому велосипед - это очень удачное сочетание скорости передвижения и наслаждения окружающими красотами.
Обычно мы путешествуем в удовольствие, проезжая по 50-60 км за день. Думаю, такие нагрузки по силам очень многим. Например, в прошлом году в нашем велопутешествии участвовал десятилетний парень - и он, порой, ехал ещё и впереди остальных.
В 2013 г. мы открыли традицию наших велопоходов с одного из классических европейских маршрутов -
Прага-Дрезден. В 2014 г. осваивали латвийское побережье Балтийского моря. А в этот раз наш выбор пал на Беларусь, по лесам и полям которой мы планировали проехать без малого 300 км. Действительно, всем очень хотелось посмотреть как сегодня выглядит страна, которая когда-то была с Россией одним государством, говорила с нами на одном языке и о которой, к сожалению, сейчас редко услышишь в новостях что-то действительно позитивное.
До Минска мы добирались по-разному. Кто-то летел на самолете, сдав велосипед в багаж (это бесплатно у большинства авиакомпаний, главное не забыть купить чехол для велосипеда и снять переднее колесо). А часть членов нашей группы доехала до Минска из Москвы на машине, погрузив велосипеды в багажник.
К слову, дорога между двумя столицами была отличной и не сильно загруженной. Граница отсутствует, так что никаких очередей на государственной границе нет и быть не может.
В первый вечер в Минске мы опробовали велосипеды. Я обкатал свой прокатный, настроив его под себя. Да и те велосипеды, которые летели багажом, требовали небольшой сборки и проверки перед "уходом в поля".
Минск оказался очень велосипедным городом. Широкие проспекты оставляют много места для велосипедистов как на проезжей части, так и для выделения велодорожек на тротуарах.
Кроме того, Минск может гордиться новой
специально проложенной велодорожкой вдоль реки длиной около 27 км, проходящей с северо-запада города на юго-восток через самый центр города. Для велодорожки были построены даже несколько специальных мостов через речку! Такое удачное направление дорожки позволяет не только просто кататься по ней, но и ездить в центр города по делам. Кроме того, она проходит через президентский дворец, старый город, новейшие спортивные арены Минска и ряд других привлекательных объектов.
Благодаря этому, велодорожка отлично подходит для организации обзорной экскурсии по городу для туристов. Наши
минские партнёры так и сделали, раздав нам всем радиоприёмники с наушником, крепящимся к уху. В итоге, гид, двигавшийся на велосипеде, спокойно рассказывал нам о городе и стране, продолжая крутить педали.
Очень сильным впечатлением для всех нас стало неожиданное участие в первый же вечер в ночной "гонке светлячков": сотни, если не тысячи велосипедистов, снаряженные фонариками, мчались по велодорожке к Минскому морю. Все они были настроены так празднично и позитивно, что мы просто не могли к ним не присоединиться. Таким образом, уже в первый же вечер мы сразу втянулись в атмосферу вело-жизни, полной энергии и жажды новых впечатлений.Стартом нашего велопоход был старинный
город Крево на западе Беларуси. Чтобы не ехать до него по скучному шоссе, вдыхая автомобильные выхлопы и наслаждаясь видом огромных фур, мы договорились о заброске нашей группы прямо в Крево небольшим микроавтобусом. Там мы посмотрели остатки старинного замка-крепости и синагоги, а также красоты восстановленного католического храма.
После этого, собственно, велопоход начался. Мы двигались по большей части по асфальтированных дорогам, хотя, порой, были и участки грунтовки. Вне основных трасс дороги оказались малозагруженными и автомобили нас практически не тревожили.
Интересно отметить, что едва ли не чаще легковушек на дорогах попадались трактора и комбайны, обрабатывающие поля. Сельское хозяйство в Беларуси реально живо. На полях спеет рожь, пшеница и кукуруза. Везде заготавливают сено, скатывая его в симпатичные аккуратные рулоны. По роскошным пастбищам изумрудного цвета гуляют пасторальные стада коров, пасутся лошади и иногда овцы. В траве забавно подпрыгивают аисты, ищущие добычу. Едешь по этим красотам, крутя педали, и понимаешь, почему так много песен и стихов сложено о природе этого края. Она, действительно, стоит того, чтобы любоваться ею не из окна автомобиля.
Обеды и ночёвки в нашем велопоходе были запланированы на агроусадьбах. Это такой сравнительно новый и очень перспективный тренд белорусского туризма. Туристу всегда хочется попробовать национальной кухни, увидеть сельский быт, отвлечься от городских забот и интернет-зависимости. И все это могут предоставить вам хозяева порядка трёх десятков усадеб разного уровня комфорта, объединённые в вело-маршрут
"Воложинские гостинцы".
Конечно, за три дня пути мы успели посетить лишь небольшое число таких усадеб. Но все участники нашей группы отметили, что они реально очень разные: сервис, состояние дома и его окружения, гостеприимство хозяев были неодинаковыми. Но это и создавало ощущение настоящего похода, а не рафинированного тура по "пятизвездникам". Безусловным лидером для нас стала
усадьба "За мосточком", находящаяся на окраине деревни Замостяны на берегу реки Западная Березина. Само по себе место является уникальным по своей флоре и фауне: не быстрая и неглубокая, но очень широкая в этом месте речка, стала настоящим раем для рыбы и птиц. Можно взять лодку и порыбачить или поближе рассмотреть белых лебедей, заботливо воспитывающих своё потомство. А можно просто искупаться и понырять. Усадьба предлагает также баню, уютную зону для ночного костра, гамаки и очень душевный домашний ужин с местными молочными и мясными продуктами. Для велосипедистов, кроме деревянного дома с отдельными номерами, хранящимися запах свежего дерева, есть более походный вариант ночёвки: аккуратная казарма с удобными нарами, где можно ощутить себя в самом настоящем походе. По рассказам хозяина усадьбы чувствуется, что этот человек - настоящий фанат своего дела. А когда человек получает удовольствие от своего дела - оно всегда получается хорошо.
Хозяева усадеб - очень разные люди. Кто-то всю жизнь провёл в деревне и не мыслит свою жизнь другой. А есть и довольно известные люди, занимающиеся не только агро-усадьбами. Например, в
д. Малая Лютинка мы познакомились с известным автором книг по национальной кухне Беларуси и одним из вдохновителей этого агро-маршрута Алесем Белым.
В целом, мы увидели много интересного и закончили свое путешествие переполненными впечатлений. Были в нашем походе и старинные костелы, и таинственные лесные чащи. Радовали лошади, которых можно было гладить и кормить, и пчелы, которые никого не покусали, но подарили нам нежнейший крем-мед. А их белорусские хозяева радовали всех нас своим гостеприимством и искренним желанием сделать так, чтобы у нас остались только самые лучшие впечатления.
Конечно, организаторам маршрута ещё есть над чем поработать. Например, указателей на дорогах пока явно недостаточно. А ведь они не только помогают туристам найти верный путь, но и сами по себе являются работающей рекламой объектов гостеприимства.
Следует также иметь в виду, что некоторые усадьбы пока работают не в ежедневном режиме - туристов ведь ещё недостаточно много. Поэтому, нужно обязательно делать пред-заказ для остановки на ночь, заранее связываясь с хозяевами.