Традиционно в мире банковский бизнес олицетворяет собой стабильность, приверженность традициям и крайнюю аккуратность в ведении дел. Но не в России.
Наши банкиры любят высокую рентабельность своего бизнеса, которую сложно обеспечить в условиях низких процентных ставок и нестабильного рынка ценных бумаг. Поэтому, приходится прибегать к творческому подходу к банковскому бизнесу.
Я уже
писал о том, как управляющий филиалом "Уралтрансбанка" навыписывал векселей, а потом в судах то отказывался от собственной подписи, а то и признавал её действительной. Или о том, как со счёта клиента в банке "24.ру" легко и непринужденно
сняли и унесли в неизвестном направлении более 20 млн рублей. Традиционно скучный банковский бизнес в России - это широкое поле для креатива и заработка самыми неожиданными споосбами.
А сегодня вот захотелось мне написать о банке, который ещё недавно назывался "Русь-Банк", но теперь, видимо, с целью поправить имидж
начал ребрендинг и его новое название - "Росгосстрахбанк".
Ещё в начале июля этого года нашему клиенту в расчеты был предложен вексель "Русь-Банка" номиналом 6,6 млн рублей. Как всегда, в банк был направлен запрос с просьбой подтвердить, что с бумагой всё в порядке, она выпускалась и не числится украденной. В этот же день банк прислал нейтральный ответ, который не вызвал никакого беспокойства. Поэтому, инвестиционная компания приняла этот вексель в качестве оплаты по договору и через пару дней предъявила его к оплате. Но вместо ожидаемых денег клиент получил письмо о том, что оказывается вексель всё же считается утраченным и платить по нему банк пока не может, т.к. суд в далекой Тюмени запретил делать это.
Честные банки, получив запрос о векселе, который числится утраченным/украденным сразу, что называются, бьют в колокола, предупреждают потенциального приобретателя такого векселя об опасности и обращаются в правоохранительные органы. Но не Русь-Банк! Что мешало в ответ на запрос клиента сразу сказать, что с векселем - беда?
Дальше больше. По закону компания, которая утратила вексель имеет право в течении двух месяцев подать иск к тому у кого он находится (к несчастью, в данном случае, к нашему клиенту) об его истребовании. Поэтому, инвестиционной компании ничего не оставалось, как эти два месяца ждать такого иска и забыть про 6,6 млн рублей.
Потенциальным истцом оказалось некое ООО "Содружество" из далекого Нового Уренгоя, которое оказалось старым клиентом "Русь-Банка" и у которого вексель якобы был то ли украден, то ли они его просто по-глупости отдали кому-то.
Но то ли у "Содружества" так много денег (нефте-газовый край, как-никак!), то ли вексель от них ушел не просто так (что вернее всего!), но в установленный двухмесячный срок ни "Содружество", ни "Русь-Банк" не предприняли никаких попыток истребовать якобы утраченный вексель.
Поэтому на днях инвестиционная компания повторно попросила "Русь-Банк" заплатить по этому странному векселю, т.к. срок всех судебных запретов уже истек, гордые северяне из "Содружества" так за своим добром и не пришли, а 6,6 млн для нашего клиента деньги не лишние.
Но "Русь-Банк" вновь отказался платить, последовательно отстаивая позицию "кому должен - всем прощаю". Ведь "Содружество", пропустив срок, уже не сможет получить от банка по этому векселю, а наш клиент - не получит потому, что так решил банк. Такие у нас банковские традиции.
В итоге сегодня Арбитражным судом Свердловской области зарегистрирован иск ЗАО "ИК "Евролюкс" к ОАО "Русь-Банк" о взыскании 6,6 млн рублей (дело №А60-35742/2011). Посмотрим, насколько стойкими окажутся банковские традиции теперь.