В дополнение к
посту о пьесе "Кукольный дом" расскажу про
первую серию документального фильма о женщинах в пьесах Ибсена, посвященную главной героине "Кукольного дома" - Норе Хельмер.
Повествование в основном на норвежском, но есть субтитры, что мне весьма помогло - с паузой и словарем все удалось расшифровать. Видео довольно любопытное. Я догадывалась, что Нора Хельмер - известная личность, но как велики масштабы ее популярности - даже не подозревала.
Например, я узнала, что в Китае пьеса была очень популярна, а Нора стала символом движения за права женщин. И как объяснил приглашенный профессор, «в Китае Ибсен более известен, чем Норвегия, а Нора более известна, чем Ибсен». К 2011-му году пьеса была поставлена 1286 раз 76 странах. И нередко в постановках отражались национальные особенности, то есть в Замбии, Египте или Индии зритель не обязательно видел Норвегию, а даже чаще видел родную Замбию, Египет или Индию.
Авторы фильма опрашивали людей на улицах: "При подобных обстоятельствах как бы вы поступили? Считаете ли вы, что Нора совершила нехороший поступок?" Многие говорили, что Нору в целом понимают, она же хотела как лучше, и жизнь мужу спасла. А что ему про займ ничего не сказала и подпись подделала - это «ложь во спасение». Одна барышня-юрист рассказала, по какой статье Нора могла бы сесть сегодня: отягчающим обстоятельством был бы размер суммы (ибо крупная), а смягчающим - что подсудимая искала выгоды не для себя, а для ближнего, и в итоге ее могли бы приговорить к трем месяцам в комфортной норвежской тюрьме (Нора, это джек-пот! И от мужа отдельно пожить, и в себе разобраться… все как ты хотела!)
Одна барышня размышляла так: "Мужа бросить - можно пожалуй, а вот детей - это уже сложнее". Актриса, которая играла Нору в театре, сказала, что детей бросать это нехорошо, но если ты пришел к выводу, что не в состоянии их воспитывать, то это можно понять. Французский режиссер постановки сказал: «Дети потом спросят: почему ты нас бросила? И что ответишь? "Я вас не хотела воспитывать так, как воспитали меня"?». Одна женщина призналась: «А я своих детей отдала, у меня не было выбора, они живут с мужем в другой стране». А другая сказала: «Если кто-то другой может обеспечить детям лучшую жизнь, надо собой пожертвовать». То есть по вопросу детей мнения разделились. Но в целом уход Норы из дома и борьбу с гнетом мужчин народ поддержал.
Один немецкий режиссер настолько поддержал, что изменил концовку пьесы. Он объяснил это так: «В то далекое время, когда состоялась премьера, концовка была скандальной. И я тоже хотел усилить впечатление, хотел слегка встряхнуть зрителя». И он слегка изменил концовку - совсем слека: в финале пьесы Нора берет пистолет и стреляет в Торвальда, четыре раза в упор. Не знаю, как зритель в зале - но меня за компьютером встряхнуло нормально, задумка удалась.
В Замбии концовка была без апгрейдта, но во время спектакля женщины все равно сильно волновались и кричали из зала: «Давай, Нора, уходи от него!»
Актриса Lise Fjeldstad, исполнительница роли Норы в теле-версии 1973 года, так мыслит о пьесе: «Меня очень раздражает, когда люди говорят: «А, это пьеса про развод! Но теперь-то все разводятся». Нет, это вовсе не про развод, это про новое рождение!» И в финале, по убеждению актрисы, Нора совершает прыжок в неизведанное, кукла-жена исчезает, и вместо нее рождается женщина, которая тоже человек.
Вот, как говорил дядя Женя: "Я это узнал, мне это не понравилось, теперь, простите, вам рассказал..." Полагаю, как срез общественного мнения, этот фильм довольно показательный. И если такой бурный отклик - наверно, Ибсен что-то уловил... или поставил диагноз - или попытался - за что ему наверно спасибо. Но все равно, даже если очень верно поставить диагноз, остается открытым вопрос как лечить.