С тех пор как Мишка стал выступать на школьных музыкальных конкурсах, я стал смотреть на эти конкурсы очень по-другому. Раньше мне казалось, что на выступлениях музыкантов невозможны такие ситуации, как на соревнованиях гимнастов или фигуристов, когда спортсмены запарывают элемент настолько, что падают со снаряда или садятся попой на лед. В спорте такие моменты понятны. Как ни оттачивай программу, все равно если выступаешь на грани своих возможностей (а так приходится выступать, чтобы одолеть соперников) всегда есть риск сорваться. От волнения, от напряжения, от усталости. А конкурсы музыкантов мне представлялись именно концертом в первую очередь. То есть таким мероприятием, где исполнители выбирают произведения себе по силам и играют их так, что опытный слушатель может и отличит отличное выступление от неважного, а профессиональное жюри тем более отличит, но для нормального человека это всё "просто" музыка. Сиди и слушай, получай удовольствие.
Возможно, такое представление из-за отсутствия у меня музыкального образования и собственного музыкального опыта вообще. А может оно так и на самом деле должно быть, но у детей так бывает не всегда. На детских выступлениях, особенно самых начальных классов, где играют не малолетние виртуозы, а обычные ученики, там на их отчетных концертах и конкурсах случается всякое: и мимо нот промахиваются, и слова забывают. Каждый переживает по-разному, но мне кажется больше всего переживают родители. Отлично помню первый мишкин сольный номер. Он учится в хоровой школе и главные выступления у них в составе хора, но каждый ученик к основной хоровой специализации обязательно выбирает себе инструмент после первых лет занятий. На тот концерт, где сын должен был первый раз что-то изобразить на аккордеоне, я идти боялся. На репетициях дома у него ни разу не вышло сыграть свою пьесу от и до без помарок. Иногда получалось лучше, иногда похуже, иногда почти совсем здорово, но ни разу так чтоб прям совсем идеально. И мне казалось, что неидеальность помноженная на предстартовый мандраж обязательно обернется каким-нибудь ужасом на сцене. Казалось мне так, потому что я примерял эту рубашку на себя, а у меня с детства и до сих пор страх публичных выступлений, особенно перед незнакомой публикой. Чего там про сцену, когда даже на первых паркрановских брифингах, казалось бы уж абсолютно в своей компании, у меня голос подрагивал. Конечно, я ему ничего не говорил об этом и не накачивал, а наоборот - ободрял изо всех сил. Да и я вообще в его учебный процесс не вмешиваюсь почти никак, хватает мамы, которая умеет в музыку и может помочь по делу.
Мишка, как оказалось, мой страх перед аудиторией не унаследовал совсем. То выступление было давно, еще до ковидного карантина, поэтому немаленький зал был заполнен битком. Свет софитов, видеокамеры в проходах, публика хоть и благожелательная насквозь (родители, преподаватели, гости всякие почетные), но ее ж полный зал, вон даже по стенкам стоят и на ступеньках расселись. Он спокойно вышел на сцену, не забыв как положено поприветствовать зрителей поклоном, сел и сыграл вполне бодро, даже отлично для своего уровня подготовки. И такое повторялось потом еще и еще, когда он мог дома и в школе на репетициях лажать раз за разом, а на сцене играть гораздо лучше. Поэтому на его концерты я теперь хожу без валидола, но зато я разучился "просто" слушать музыку. Каждый раз, когда смотрю его или чье-нибудь еще выступление, я все равно напрягаюсь в ожидании какого-нибудь косяка. Вот сейчас мимо клавиши промахнется. Вот сейчас темп потеряет. Вот сейчас... Зато потом, когда все хорошо заканчивается, какое облегчение! Сам Мишка свои успехи и неудачи воспринимает ровно, как мне кажется. При этом вовсе не с безразличием "подумаешь, ну сыграл как сыграл". Нет, он может и попрыгать от восторга, заняв высокое место, и поплакать если запорол выступление, но долго в себе не копается, потому что пора двигать дальше. Не знаю, затянет ли его в музыку или остынет через пару лет, но пока бросать не хочет. Так что еще понервничаем, а там посмотрим.
Оригинал записи на
dreamwidth.org.