Фишер Карл Андреевич, фотограф.

Mar 28, 2021 12:14



Ни даты рождения, ни даты смерти. Год рождения "пляшет" в различных публикациях от 1847 до 1859 года!  А все потому, что биографию двух людей пытаются втиснуть в одного человека. Да и хронология хромает. Попытаемся разобраться.

В мае 1863 года саксен-веймарский подданный Карл Христиан (Христианович) Фишер открыл фотографическое заведение в Саратове на Царицынской улице в доме Эртеля. В январе 1866 года он объявляет в "Саратовском листке", что снимает с 10 утра до 3 часов по полудни, что карточки (визитного формата) стоят 5 рублей за дюжину и что по желанию портреты могут быть раскрашены недавно изобретенными анилиновыми красками. Во второй половине 1868 года он продает свою фотографию Горшу Э. и Барту Г. и уезжает.



28 ноября 1868 года Фишер получает разрешение на открытие фотографического заведения в Самаре. Первоначально он, скорее всего, арендует помещение у Ильиной на Дворянской улице, а в 1871 году приобретает его. На бланках теперь значится "Фотограф Фишер. На Дворянской улице в собственном доме." Фотография работает до 1878 года.



На этом путь одного Карла Фишера заканчивается и начинается путь другого... Кто они друг другу, родственники? Документального подтверждения пока не найдено. Странное совпадения окончания деятельности одного и начало работы другого, но уже в Оренбурге. Возможно, что связано это с достижением совершеннолетия (21 года). И вот тут очень хорошо вписывается дата рождения, "озвученнная" Татьяной Григорьевной Сабуровой в книге "РФО в Москве" - 1856 год.

Итак, саксен-веймарский подданный (заметьте!) Фишер Карл Андреевич получил свидетельство на открытие фотографического заведения в Оренбурге  27 марта 1878 года. Через год, в апреле 1879 года, в городе случился страшный пожар, который бушевал три недели. На картине Каразина - одно большое пепелище.



Более половины домов сгорело. Эта же участь постигла и ателье Фишера. Огонь уничтожил все негативы. В 1878 году в Оренбург приезжал член Московского ИОЛЕ Ф.Нефедов и предложил Карлу Андреевичу снять серию видов и типов Оренбургского края. Оправившись от пожара, Фишер продолжает выезжать в Башкирию, фотографирую местные народы. Благодаря этим фотографиям он получил на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве золотую медаль.



Карл Андреевич Фишер становится частым гостем в Москве. Недавно, на одном из аукционов, была продана фотография с надписью, сделанная рукой фотографа - "Снято в доме М.Ф.Стриженова 18 января 1885 года в 8 часов вечера при вспышке магния. К.Фишер" Среди присутствующих на снимке и сам автор. В этот же период он совместно с Н.Клячко открывает на Рождественке в доме Торлецкого магазин фотографических принадлежностей. Все меньше времени он уделяет своему заведению в Оренбурге, где фактически совладельцем становится Стребенецкий. В Оренбурге продолжает жить отец Карла Андреевича и это, наверное, единственная причина почему не закрывается ателье. 7 мая 1898 года он скончался, и хотя К.Фишер публикует объявление в газете, что "дело будет идти, как и прежде"... в июле у заведения новый хозяин - купец Павел Балашев.



В Москве же, в апреле 1887 года Карл Фишер получает разрешение на открытие фотографии под фирмою "Дьяговченко". Сам Иван Григорьевич к тому времени уже тяжело болен и через полгода умрет.



Для Карла Андреевича начинался новый этап в жизни длинною в более чем в четверть века. Он участвует во всех фотографических выставках. Стоит у истоков РФО, являясь с 1898 по 1907 его председателем. В начале 1890-х открыл фото-литографию. Как и его предшественник Дьяговченко, становится фотографом Московских Императорских театров. А в 1906 году арендует фотографию Императорских театров в Санкт-Петербурге.



В 1907 году Фишер покупает недвижимое имущество на Лесной улице 26 в Москве, куда и переводит фототипию. В октябре этого же года переводит свою фотографию в дом Российского Страхового общества на той же улице Кузнецкий Мост.



В 1912 году празднуются юбилеи Карла Андреевича Фишера. РФО награждает его высшей наградой - золотой медалью.



Ничто не предвещало беды, но.... началась война 1914 года. Получить Российское гражданство уже нет возможности. Правление Императорских театров разрывают контракт. В конце мая 1915 года разгромлена фотография. Больше она уже не открылась. Помещение было занято лекарем Гершеном Ракуном, а все имущество Фишера заперто в двух комнатах. Помещения на Лесной также было подвергнуто погрому, после чего сдано в распоряжение госпиталя Красного Креста для душевнобольных воинов. В силу Положения Совета Министров от 17 декабря 1915 года (о предприятиях, принадлежащим подданным воюющих с Россией стран, подлежащих ликвидации) была учреждена Ликвидационная комиссия по делам промышленного предприятия германского подданного К.Фишера.









Дальше сведения о нем обрывочны и противоречащие друг другу. Пока не известно как закончился жизненный путь фотографа Карла Андреевича Фишера.

фотограф, старая фотография, антикварная фотография, старые фотографии, Оренбург, старое фото, Москва, Фишер

Previous post Next post
Up