В одной из прошлых заметок (
http://paleshin.livejournal.com/1556.html) я писал о некоторых архитектурных проектах моего деда, Станислава Ивановича Белова, упомянув, что, кроме того, что он - архитектор, он еще и - скульптор и художник (который, однако, при этом всегда остается архитектором). И сейчас мне хочется рассказать о его живописи и графике.
Сначала - вкратце - о том времени - с точки зрения живописи. Хотя в основном, пожалуй, дам несколько ссылок интересующимся, иначе, если буду долго говорить об общем, то и не доберусь до того, о чем, собственно, хочу рассказать. Помимо официального искусства (соцреализм) все больше распространяется - толчком послужила “оттепель “ - неофициальное искусство (см.: Герчук Ю. Искусство “оттепели”. 1954-1964 //Вопросы искусствознания. Вып.1, 1996. С.49-115. Он же. Коммуникация по поводу свободы. Авагардные тенденции искусства оттепели // Вопросы искусствознания. Вып.4, 1993. С. 175-189). Это неофициальное искусство - явление сложное, многогранное, чрезвычайно объемное (как по количеству имен, так и по количеству направлений). Активно возрождается (заново открывается, изучается, осознается, воспринимается) абстрактное искусство (см. подробнее об этом: Турчин В.С. Вторая школа абстракции в Москве; 1950-1960-ые годы // Вопросы искусствознания. Вып.1, 1996. С.115-152).
Создать целостную - полную - картину живописи той эпохи весьма трудно, однако можно с уверенностью утверждать, что общим, объединяющим всех началом было желание свободного самовыражения, свободного творчества. Искусство поселялось в квартирах: иногда в такие квартиры часто приходили гости (как правило, другие художники), иногда сам художник был, по сути, единственным созерцателем своих работ. Одним было важно общение друг с другом, другим - с самим собой. Но всем было важно общение с культурой, то есть, вновь происходило открытие ранее запрещенного и не показываемого современного западного искусства и даже своего родного авангарда; у молодых художников происходило приобщение к предшествующему культурному опыту, доступ к которому долгое время был закрыт.
Для моего деда живопись и деревянная скульптура - это разговор с самим собой, саморефлексия. Архитектура - его призвание и профессия, а живопись и скульптура - что называется, хобби. Его занятия живописью и скульптурой очень показательны: в его произведениях можно найти самые разные устремления, которые характерны для всех художников того времени.
Он обращается и к абстракционизму (интересуясь, главным образом, его декоративным аспектом):
И к фигурной живописи, переплетая, соединяя в одной работе самые разные художественные впечатления. Например, в этих двух картинах-иконах, соединяющих иконописную традицию с традициями современного искусства:
Или в этом экспрессионистическом Явлении Мессии (включающем в себя, по сути, три иконографии - Явления, Распятия и Преображения):
Подобные поиски, подобные соединения разных традиций - характерная черта времени. И встречаются у всех художников того времени. Мне же хочется подробнее остановиться на одном графическом цикле, который, как мне кажется, является оригинальным, самобытным и необыкновенно выразительным.
Самобытность этого цикла предопределена тем, что это - графика архитектора. Все работы - небольшого формата, однако впечатление они производят монументальное, что объясняется как и монументальной формой, так и обобщенным (расширяющимся до бесконечности) содержанием. Лаконичность, ясно выраженная архитектоника, отсутствие чего бы то ни было лишнего, максимальное использование возможностей минимального количества средств (черты, характерные и для архитектуры моего деда) проявились в этом цикле со всей силой. Два цвета, минимум деталей, минимум линий, простые геометрические формы - но явленные во всей своей выразительности.
Что является предметом изображения, каково содержание? - Я, с Вашего позволения, поделюсь своей интерпретацией, однако не претендую на ее правильность. Это - мое субъективное переживание этих работ. (Кстати, надо бы мне вообще спросить у деда, как он сам воспринимает этот свой цикл графический).
Бесспорно то, что предмет изображения - человек. Однако что это за человек?
Я сам недавно пришел вот к какому выводу. Это - образ человека до его сотворения. Образы-символы мужчины и женщины. Целью этого цикла - изображение человека до сотворения, его бытия до бытия, или же, другими словами, его - вневременного, вечного бытия.
Ведь Бог ведь не просто взял и создал мир, он первоначально его мыслил, продумал. И вот в этом цикле изображены мужчины и женщины как идеи, как архетипы, как некие эйдосы. И недаром ни у одной фигуры не изображен рот - это мир дословесный и плоскостный: еще не было произнесено Слово, еще мир не обрел объемную форму.
О чем эти работы? о человеческих взаимоотношениях.
В конце концов, этот цикл - об истинном, главном бытии - о любви.
P.S.
Переживаю, что текст получился немного сумбурным. Однако текст в данном случае, в этой заметке, - не главное. Главное - изображения, которыми я хотел с Вами поделиться, которые я хотел Вам показать.