Эта тема немного о Диогене из бочки, немного о бывших рабах с Ямайки, ещё меньше об одном кающемся извращенце и чуть-чуть даже о бывшей послушнице и её сенсационной (хоть и не для всех) "Исповедью".
Начнём по порядку.
Диоген Синопский участвовал в войне с македонцами и попал в плен. Победители хотели продать его в рабство, но покупателей не было. Тогда Диоген повесил себе на шею табличку: "Можешь купить себе господина". Когда его спросили, что он умеет делать, Диоген отвечал: "Властвовать людьми". Тут его сразу же и купили!
Когда на Ямайке отменили рабство, рабы с одной из плантаций, узнав об этом, пришли к своему хозяину и потребовали принять из обратно в рабство. Получив отказ они возмутились и убили бывшего хозяина, т.к. считали его виновным в своём освобождении.
Один современный извращенец, специализирующийся на унижении женщин, решил исправиться, и между прочим поведал мне свою историю. История в общих чертах сводилась к следующему: когда он развёлся с женой, то решил восстановить пострадавшее чувство собственного достоинства за счёт других женщин. Для этого он стал вращаться в БДСМ-сообществе. Там он был поражён тому, какое число женщин на самом деле мечтают об унижении и только так способны быть счастливыми. Через побои и унижение женщин он получил стократ больше их симпатии, чем раньше получал через подарки и угождение.
Таким образом, Диоген первым подметил, что господа намного востребованнее, чем рабы. И наоборот: огромное число людей (думаю, примерно 85-96%) стремятся принять рабское положение, т.к. свобода вызывает у них дискомфорт. Они могут быть счастливы, только будучи униженными.
Думаю, тут дело в каких-то органических различиях в ЦНС, обусловленных генетически ("ген рабства"). У генетических рабов личная ответственность за свою судьбу вызывает тревогу вплоть до панического страха. Соответственно, у них есть потребность вручить свою судьбу другому человеку, "купить себе господина". Но это только начало. Как рабу убедиться, что он исполняет именно волю господина, не свою собственную (а своеволие для раба мучительно по причине генетической обусловленности)? Очень точный ответ можно найти у Дж. Оруэлла:
****
- Уинстон, как человек утверждает свою власть над другими?
Уинстон подумал.
- Заставляя его страдать, - сказал он.
- Совершенно верно. Заставляя его страдать. Послушания недостаточно. Если человек не страдает, как вы можете быть уверены, что он исполняет вашу волю, а не свою собственную? Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать.
****
Только испытывая страдания и унижение раб может быть уверен, что он действительно раб. Если послушание приятно (в общеупотребительном смысле этого слова), то раб не может отделаться от ощущения, что он исполняет свою волю, т.к. подсознательно понимает, что его личная воля направлена против страданий.
Как только раб вручает свою судьбу кому-то, кто берётся его унижать и мучить, он выполняет своё предназначение. Соответственно, унижение и страдание для раба являются неотъемлемой частью его рабского счастья ("счастья"?). При этом совершенно не важно, какова причина и цель страданий, каков конечный результат послушания господину. Я полагаю, что рабство, являясь продуктом разрушительного начала (танатоса) предполагает скорейшую гибель раба как моральную, так и физическую. Потому как если человек жив то может всё же и своевольничать (есть такая теоретическая возможность), а это опасно для достигнутого покоя раба. А мёртвый уж точно ничего не сделает по своей воле. Но это стремление вступает в борьбу с ещё более глубоким инстинктом самосохранения, в результате раб в физическом смысле живёт сколько ему отмерено. А вот моральная жизнь, жизнь человеческой личности, не защищённая инстинктом самосохранения, обычно прерывается довольно быстро, и раб становится своего рода биороботом, лишённым человеческого достоинства.
Отсюда понятно, что генетическому рабу совершенно недостаточно быть "рабом Божиим", т.к. Бог говорит: "Иго бо мое благо и бремя мое легко есть". Но благое и лёгкое "иго" не позволяет рабу быть уверенным, что он не исполняет своей воли. Поэтому раб обязательно ищет того человека, кто бы возложил на него "бремена тяжёлые и неудобоносимые". И таковые являются, хоть и не во множестве. В нашей православной жизни они часто являются в виде т.н. "младостарцев". Собственно, я не видел ещё старцев, которые не были бы "младостарцами, так что для моей практики это синонимы.
С благословениями "старцев" и их последствиями можно ознакомиться в пространном труде бывшей монастырской послушницы:
http://visionfor.livejournal.com/4985.html "Старец", имея определённый опыт, знает, что для раба ценен сам факт унижения и страдания, а не какие бы то ни были результаты. Поэтому он понимает, что никто в его среде не потребует от него никакого результата типа духовно-нравственного возрастания или чего-то в этом роде. Соответственно, получается состояние, описанное апостолом: "...имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся". Но это не только люди, а целые сообщества, целые системы отношений, зацикленные на "усмирении плоти" и "отречении от своей воли" вне какие-либо последующих целей. Унижение и страдания подменяют собой духовные плоды.
Поэтому, думаю, нужно помнить слова Спасителя: "Раб же не пребывает в дому во век; сын пребывает во век", и всё-таки изживать из себя ген рабства, т.к. он не спасителен, но губителен, и в первую очередь для души человека.