О духе и плоти

Jul 07, 2016 13:25

Один разговор в интернете по поводу монахов и моджахедов вернул меня к старой мысли о том, что современные религии (по крайней мере во сознании большинства адептов) являются сугубо плотскими явлениями. Всё их внимание обращено на плоть, и материальные, телесные, атрибуты являются критериями совершенства в религии.

Пусть эта зацикленность на теле и носит отрицательный смысл ("умерщвление плоти") - это никак не отменяет, а только усиливает роль телесного в том, что должно бы быть духовным. Плоть, хоть и в качестве врага, всё равно ставится во главу угла религиозной практики. Само словосочетание "умерщвление плоти" мне видится бессмысленным. Может, в греческом языке, или в культурном контексте средних веков, оно имело какую-то другую окраску, но в современном понимании это оксюморон. Плоть ведь и так непременно умрёт - куда ж её ещё умерщвлять-то? Это уже самоубийство какое-то получается. И какой толк духу от умерщвления плоти?

Господь Иисус Христос и апостолы ели и пили, не носили колючие власяницы и острые вириги - но не выше ли были апостолы, чем современные христиане? У первых христиан, вроде, был один пост в году - сейчас мы постимся (или должны бы поститься) бОльшую часть года - и как это повлияло на духовное возрастание? Никак.

В чём сейчас выражается духовность в нашем обществе? Что мы шпионим за собственным телом, и в первую очередь - за другими людьми, на предмет одежды, пищи, полового влечения, правильного направления головы при молитве, правильного убийства неверных и умерщвления самого себя в конце концов. Что остаётся духу? - практически ничего, да он никого и не интересует. Религиозная жизнь идёт совершенно отдельно от духовной, даже не интересуясь ею. Если убрать плоть (одежду, пищу, половое влечение, казни и войны) из современной религии (хоть христианства, хоть магометанства) - что останется? - пустота.

Я думаю, что если для эксперимента перестать умерщвлять плоть, а начать жить плотской жизнью - так меньше греха сделаешь: меньше гордости, злобы, осуждения, уныния, превозношения. Откуда взяться гордости, если ты ешь и пьёшь, как все, а не питаешься неделями одной просфорой? Откуда взяться осуждению, если не важна длина юбки? Откуда взяться злобе, если незачем убивать неверных?

Отсюда (в том числе) и кризис религии в современном мире. Часто человек входит в здание религии, где над входом как бы написано "духовность", но внутри находит царство плоти. При том царство это какое-то садомазохистское: плоть требуется постоянно мучить и унижать, но в этом унижении и состоит поклонение плоти, поскольку если убрать плоть - останется пустота. Получается казус козла отпущения: отрицательное поклонение привязывает не меньше, а даже больше, чем положительное.

Для магометанства эта проблема такая же, как и для православия. Правда, магометантство изначально несло плотскую ориентацию. Просто большинству магометан унижать свою плоть дальше некуда по экономическим причинам, поэтому они концентрируются на уничтожении плоти более сытых и богатых людей на Западе. Обычное озлобление бедного против богатого, и неудачника против счастливчика приобретает религиозную окраску. Чувством превозношения над "неверными" они сублимируют объективное преимущество этих "неверных" в уровне жизни, технике, образовании и т.п. Я уверен, что как только экономическая ситуация на Ближнем Востоке исправится (чего, правда, не предвидится) - исчезнет и антизападная истерия в исламском мире.

Думаю, что если религия и впредь продолжит сосредотачиваться на телесном вместо духовного - то её поражение перед гедонизмом неизбежно, ибо если плоть всё равно главенствует - лучше она будет союзником, чем врагом!

От этого, думаю, нужно нам, христианам подумать больше о духе. Другого пути нет - разве только в погибель.

О вере

Previous post Next post
Up