О личном и бесстрастном

Aug 26, 2015 12:22

Предлагаю развёрнутый ответ (я так понял, что желательно на 2 экрана, но не знаю, получится ли) на одно недоразумение.

Цитата:
***
Тольколюбисты не считают Бога личностью. Для них Он огонь, который раздувают молитвой.
***

Честно говоря, я лично так не считаю и не знаю, кто бы так мог считать.

Со своей стороны я постарался разобраться, откуда может исходить такое странное мнение. И вот к чему пришёл.

Думаю, тут очень важен языковой аспект. Исторически личность определялась через обладание свойствами личности: волей и разумом. Однако, в современном русском языке прилагательное "личный" обычно бывает сопряжено с какими-либо страстями (в богословском смысле): "личные амбиции", "личные симпатии", "личная неприязнь", "личная жизнь". В этом смысле слово "личный" значит не столько "personal", сколько "private". В итоге личность не бессознательном уровне начинает пониматься как набор страстей. Кто-то любит сладкое, любит Машу, не любит собак, ненавидит муравьёв, боится крыс и т.д. - эта совокупность страстей как бы и формирует личность, т.е. отличает данного человека от другого, который любит солёное и собак, а Машу терпеть не может. Поскольку все личности (люди), с которыми человек имеет дело каждый день своей жизни - страстны, т.е. обладают своим индивидуальным "личным", "private" набором страстей, то нам становится трудно представить себе бесстрастную личность, и говоря о личности мы начинаем понимать под этим то, что на виду - те индивидуальные страсти, которые объективно и очевидно создают человеческую индивидуальность.

Поэтому Бог-Личность невольно также наделяется и "личными симпатиями/антипатиями". Раз Он личность, то нужно Нему как-то лично понравиться (тут невольно вспоминается идея о том, что взятка - это проявление личного отношения к человеку). Установив с Ним личные отношения, посредствам разного рода "взяток", можно получить от Него какие-то временные или вечные блага в обход общих правил. Потому как если правила для всех едины, где же место для личного отношения и для личных симпатий?

На этом фоне представление о Боге бесстрастном и нелицеприятном, "Который посылает дождь свой равно на праведных и нечестивых" действительно выглядят как "огонь", который действительно равно греет находящихся около него. Но только в контексте понимания личности как набора страстей.

Если же вернуться к пониманию личности как единства воли и разума, это видимое противоречие устраняется.

О вере

Previous post Next post
Up