Жизнь меняется внутри оставаясь вовне словно будто бы по прежнему узнаваемой и устало привычной. Какой обычно хочется. Люди вроде бы с виду те же (хотя бы лет 300 или 200 назад) а распускающиеся густыми зарослями материальные следы дел и особенно «нематериальные» - всё другие всё невиданнее. Хотя и говорят иное сионския да венецианския мудрецы. Они
(
Read more... )
Благодарен за поднимание.
Гений - понятие спорное в смысле абсолютности значения. Его значение имеет смысл использовать для наук существенно интеллектуального рода. «Точных». Где представление о произвольности воли вызывающей изучаемое явление вырождено до понятия «объективного» до «закона природы». Тут ловкость и красота и точность формулировок разрешает применить характеристику «гениально».
«Наука о человеке» - «национальна». Точнее это явление науки (хотя всякая наука отчасти - наука о человеке) вырастает из традиции отношения к миру людей. Традиции которая заложена в воспитание народа. Историческое племя которому принадлежит З.Фрейд не совсем народ но традиции в нём может быть побольше чем в иных других народах. Фрейд не свободен в откровениях которые приходили ему именно в этом смысле. Острота переживания личного - одна из несвобод таких. Это тоже часть той традиции. По этой причине внимание в его трудах обращённое в болезненные трудности личности кого то может привлекать своей близостью а других - наоборот оставлять равнодушными. И соответственно представление о «гениальности» может различаться. Естественным образом.
Конкретно - бессознательное. И здесь традиция берёт верх. О каком бессознательном Фрейд ведёт речь. Можно сказать - примерно - о нижнем уровне социализации. Когда это касается уровня семейного или близкого рода отношений. Когда в нормальном смысле слова можно сказать - интим отношений. Под интимом здесь подразумевается не пошлое сведение к поминаемым в комиксах рисуемых подростками на заборах. Интимность означает высокий уровень соединения личностей - на уровне чувств. Чувственного восприятия мира. Этот уровень достижим у многих разных народов. Однако у некоторых он является где то предельным уровнем глубокой сообщности и остаётся на уровне даже не столько родового а пускай и широко но семейного. А если учесть ещё и такую часть традиции как характерное отношение к Христианству (и с его сутью) то среда где воспитывался Фрейд находилась и находится в довольно конфликтных «идеологических» отношениях с ним. Этим можно объяснить специфический конфликтный аспект в который выряжено фрейдовское бессознательное. Конечно надеюсь что понимаете о чём говорю. Бессознательное бессознательному - рознь.
По тому - Юнг. Юнг оказался ближе и немцу и русскому. Пускай со всем психическими его завихронами.
«рационализаций его личного бессознательного»
Да. О том речь. О традиции воспитывающей которая для Юнга была иная. Для русского нет всепоглощающего его упора на личное внутреннее психическое бедствие которое может и присутствовать в нём. Роль широкого сообщества для него велика как раз вытекая из воспитывающей традиции. Потому «коллективное бессознательное» - более близкая для него МОДЕЛЬ. А ведь к чему ещё отнести морализирующие или наоборот провокационные «голоса» внутренние. К чему отнести видения кратких снов (по Флоренскому). Кому то ближе трактовать такие явления с помощью фаллосов а кому то в мире глубоких сообщественных чувственных отношений/восприятий.
Да. «Коллективное бессознательное» - это реакция «альте эга» у Юнга на открытие его учителя Фрейда. Однако это - выражение внутреннего несогласия традиции воспитывающей в частности Юнга традиции воспитывающей Фрейда. «Лишь» Юнгом озвученное. Что проявилось как говорят в их - этих авторов - охлаждении к друг другу и отдалении.
Нынче к примеру мною понимается коллективное бессознательное не как какие то образы «затычки» вроде непонятных «архетипов» а как образы/«аналоговые формулы» восприятия явлений а не отдельных объектов. «Образы мысли» становящиеся общими в результате воспитания в конкретной традиции. Об этом пытался рассуждать в ЖЖ раньше в том числе и по Юнгу
Reply
Leave a comment