Реинкарнированный Николай I спустя почти 150 лет мстит НАТО за проигрыш в Крымской войне 1854-1856.

May 10, 2014 13:04

Разберемся же сначала, в чем Президент России Путин так сильно похож на Императора России Николая I.

Почти двести лет назад, в 1825 году, у руля России стал Николай I. Начал он свою карьеру с жестокого подавления декабристов. И тому были причины. Николай хорошо знал о сравнительно недавнем, шокирующем восстании Пугачева в конце 18-го века, когда армия в 30 тысяч донских казаков и крестьян убили 3 тысячи дворян. Николай также был в курсе Великой французской революции 1789 года (14 июня - День Взятия Бастилии - до сих пор празднуется во Франции). Уже в 19 веке, при жизни Николая, то тут, то там на территории Европы происходили революции либералов, которых Николай боялся, как чумы.

Николай, который считал, что Россия должна опираться на трех китов: православие, автократию и национализм, искренне верил, что любые восстания надо подавлять, потому что они мешают развитию государства.

О положении дел в России в то время очень красноречиво говорил один одновременно комичный и то же время печальный эпиздод, когда Николай решил смилостивиться над пятью захваченными лидерами декабристов и вместо пыток приговорить их к более гуманному повешению. Когда из под ног этих пятерых декабристов выбили стулья, трое из них выскользнули из петель и упали. Среди упавших был Муравьев, который при падении сломал себе ногу и сказал что-то в духе: "Господи, в России даже повесить нормально не могут!". Всех троих, вопреки уставу, повесили повторно.

Николая не даром называли "жандармом Европы" - начиная с 30-х он отправлял "миротворческие" войска для подавления революций в Молдову, Венгрию, Польшу. Консерваторы типа австрийского правительства его за это уважали - они ведь и сами боялись этих восстаний, но гораздо более многочисленная интеллигенция к этим "миротворческим" акциям относилась холодно.

Но на этом параноя Николая не заканчивалась. Он был первым из русских царей, кто ввел в быт стукачество. Доносы поощрялись даже среди детей - так сильно Николай хотел знать, о чем же думают его подданные. Он буквально залезал людям в сердце, в мозг и в печенку. Так, ему пришла еще одна гениальная мысль - ввести цензуру на предметы, преподающиеся в университетах, а также на учебники. Учителя вынуждены были преподавать только то, что одобряли надзирательные органы, а книги теперь можно было покупать только в специальных одобренных лавках.

Кроме того, Николай организовал III Отделение Собственной канцелярии, которое можно смело назвать первым прототипом НКВД. Когда где-нибудь начинался революционный замес, тут же появлялись жандармы в голубом и устраняли неугодных режиму Николая. Николай организовал это отделение по той причине, что очень не хотел повторения восстания декабристов. К слову, он даже сам допрашивал некоторых из них, искренне пытаясь понять их мотивы.

Николай совмещал в себе одновременно такие противоречивые качества, как "грозный" и "тишайший", он верил в Бога, но при этом не был милосердным. Объяснял он это словами "Бог простит, а я нет". Примером такого немилосердия и некоторой религиозной-государственной фанатичности может служить случай с 36-пушечным фрегатом ЧФ России "Рафаил", который во время войны 1828-1829 сдался без боя турецкой эскадре. Тогда Николай выдал указ, в котором приказал сжечь фрегат в случае его возвращения:

- "Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата «Рафаил», не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню."

Потом этот фрегат таки был уничтожен в щепки и до основания, о чем Нахимов лично докладывал Николаю.

Николай добился своего - он построил полицейское государство. Отчасти его стремление к такому устройству России можно объяснить его личными качествами: дисциплинированность, жесткость, грубость. Николай обожал военные парады, и если видел какого-нибудь солдата, который сделал не совсем точное движение, мог тут же приказать схватить его и отправить в ссылку. В те времена его офицеры даже носили с собой деньги - на случай внезапного бешенства Николая.

Тем временем, Николай активно продвигал культ себя в массы своих подданных. Опираясь на православие, при Николае активно проповедовалась идея того, что Господь Бог и Царь связаны единой нитью и что "Сердце Царя находится в руке Господа Бога". В то же время Николай продвигал идею отцовской иерархии в русском обществе.
Выше всех был конечно же Царь-батюшка, но также были офицеры, которые были батюшками для солдат, и дворяне, которые были отцами для крестьян.

Николай все же хотел, чтобы его помнили как тишайшего, поэтому долгое время терпел таких видных деятелей культуры, как Чадаева, Белинского и самого Пушкина, который на вопрос "Как вы относитесь к декабристам?", - отвечал уклончиво, но достаточно однозначно: "Они были моими друзьями". Бунтарь Пушкин, понимая, с каким деспотом имеет дело, начал писать литературу, прославляющую Россию, чем снискал благосклонность Николая, но в то же время он не бросил тайную переписку с друзьями-писателями, которым он выкладывал свои мысли уже без прикрас.
Чадаева же признали психом и поместили под домашний арест - за то, что писал то, что было не угодно Николаю, например так он рассуждал о своих соплеменниках:

- "Мы же, явившись на свет как незаконнорожденные дети, без наследства, без связи с людьми, предшественниками нашими на земле, не храним в сердцах ничего из поучений, оставленных еще до нашего появления. Необходимо, чтобы каждый из нас сам пытался связать порванную нить родства. То, что у других народов является просто привычкой, инстинктом, то нам приходится вбивать в свои головы ударом молота. Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих. Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движения вперед, пережитое пропадает для нас безвозвратно. Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной. У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, потому, что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда. Мы воспринимаем только совершенно готовые идеи, поэтому те неизгладимые следы, которые отлагаются в умах последовательным развитием мысли и создают умственную силу, не бороздят наших сознаний. Мы растем, но не созреваем, мы подвигаемся вперед по кривой, т.е. по линии, не приводящей к цели. Мы подобны тем детям, которых не заставили самих рассуждать, так что, когда они вырастают, своего в них нет ничего; все их знание поверхностно, вся их душа вне их. Таковы же и мы."

Потом он конечно исправился и стал мыслить более позитивно. Он говорил, что то, что у России нет истории - можно и нужно использовать, превратить это в преимущество, чтобы с чистого листа строить Россию, как это начинал Петр I.

Николай был консерватор, поэтому идеи Петра I ему были не близки. И все-таки, несмотря на все принимаемые им меры, он уже не мог остановить появление в России принципиально нового класса интеллигенции.

Уже в 1842 году Николай заявил, что крепостное право - есть зло, по сути рабство, и его нужно было отменить по многим причинам - начиная с экономических и социальных, и заканчивая моральными.
Но в то же время, Николай боялся реформ, как огня. Он боялся отменять крепостное право, потому что считал, что Россия падет в пучину хаоса, а казна быстро опустеет.

1854-1856 годы ознаменовали проигрыш в Крымской войне против Великобритании и Франции. Поражение, которое гордый Николай отказывался признать, стал сигналом для всех, что Россия уже не та, что была при Наполеоне. Еще бы - Россия не только потеряла свою территорию, но и её военно-морской флот теперь нельзя было держать в Черном море. Всё это ставило под вопрос саму сущность русской автократии - способность воевать. Для военного государства такое поражение стало тяжелым испытанием, которое отодвинуло Россию на другорядные позиции в первую очередь в глазах самих русских.

Когда умер Николай - радикалы и либералы ликовали. Но даже такие отъявленные консерваторы, как, например, Михаил Погодин - приближенный к трону историк, который помогал доносить до народа официальную линию Николая, понимали, что Николай слишком уж боялся реформ. Погодин так и говорил, что последние годы правления Николая больше напоминают кладбище, где тихо и спокойно всё разлагается и гниет, как материально, так и морально.

Что общего у Путина и Николая I.

1. Как Николай свернул с пути либеральных реформ Александра I (внука Екатерины Великой) и стал на путь консерватизма, так и Путин открыто заявляет о преступности реформ Горбачева, и стал на путь консерватизма в своей попытке возродить СССР.

2. Николай создал III Отделение - прототип НКВД. Путин же, оставаясь в душе КГБшником, дал более широкие полномочия ФСБ. Теперь сотрудник ФСБ может не только проверять документы, удостоверяющие личность, но и проводить личный досмотр, не имея при этом ордера на обыск.

3. Как император Николай начал свое правление с подавления бунта декабристов, так и премьер Путин начал свое правление с развязывания Второй чеченской войны. Конечно, природа этих подавлений была разная, однако общее у них было то, что они проходили на территории России. То есть, фактически, Николай и Путин подавляли внутрироссийские силы революционеров.

4. Как Николай до ужаса боялся либеральных революций в Европе, так и Путин с ужасом следил за революциями в Грузии и Украине.

5. Как Николай - жандарм Европы - отправлял "миротворческие" войска в другие страны - для подавления революций в Молдове, Польше, Венгрии, так и Путин отправляет "миротворческие" войска в другие страны - в Грузию, Абхазию, Осетию. На очереди Украина.

6. Как Николай в свое время ввел цензуру в книги, газеты, а также предметы в университетах, так и Путин обложил цензурой телеканалы, газеты, учебники. Недавно был даже принят закон, который предусматривает уголовную ответственность за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне. В лучших традициях императора Николая, Путин ввел контроль и обязательную регистрацию блогов, а их авторов обязал проверять публикуемую информацию на предмет клеветы.

7. Как Николай, будучи императором России, отталкивался от трех главных принципов: православие, автократия, национализм, так и Путин, будучи президентом России, отталкивается от тех же принципов.

7.1 С православием, конечно, Путину пришлось постараться, потому что начиная с 1919 и вплоть до 1988 года компартия активно продвигала идею атеизма. Религия в народе все-таки была, но официально ее как бы и не было - церкви превращались в амбары, а дома у меня до сих пор лежит "Справочник Атеиста".
Чтобы как-то исправить дело, Путин сблизил государство и церковь. Теперь практически нет мероприятий, в которых бы не участвовала церковь. Например, буквально недавно над крымской землей в вертолете Ми-8 летал батюшка с крестом, который он направлял в окно и таким образом "освящал землю". Но по-настоящему серьезный сигнал о том, что с церковью шутки плохи, Путин подал еще пару лет назад, арестовав печально известных Pussy Riot за выступление в православном храме. Дабы поставить жирную точку в вопросе православия в России, Путин подписал закон о наказании за оскорбление чувств верующих.

7.2 Как Николай укоренял свою автократию, распространяя байки о своем величии - например, что он способен был усмирить толпы негодующих смутьян одним только своим выездом в толпу на коне, так и Путин укоренял свою автократию с помощью телевидения, в котором он всегда и при любых обстоятельствах представлялся в благоприятном свете.

7.3 Как Николай продвигал в массы идеи об исключительности русской нации, об особой, уникальной природе русского народа, так и Путин укореняет в сознании русских аналогичные идеи о великой русской национальности, русской жертвенности и даже некоторой наивности (отсутствии прагматизма):

"Мне кажется, русский человек или шире - человек русского мира считает, что есть какое-то высшее моральное начало. Он больше обращен не в себя любимого, хотя мы все, конечно, думаем и о себе, но это не главное. У нас есть поговорка: "На миру и смерть красна". Она означает готовность к самопожертвованию за свой народ, за свою страну. Конечно, мы менее прагматичны, чем представители других народов, но в этом выражается и величие нашей страны. Я не хочу никого обидеть, у других народов есть свои преимущества, но это, безусловно, - наше."

Говоря о русских, как о менее прагматичных, то есть более наивных людях, Путин негласно продолжает исповедовать принцип "отечества" из идеологии Николая I, где Царь был батюшкой, а его подданные были как дети. Русские менее прагматичны, это недостаток, но им можно - потому что они дети. О них позаботится отец-прагматик, батюшка Путин.

8. Как Николай стремился быть "грозным" и "тишайшим" одновременно, так и Путин - то грозный - "мочить в сортирах", то тишайший - дает амнистию Pussy Riot и некоторым активистам Болотной.

9. Как Николай стремился построить и построил полицейское государство, так и Путин успешно сделал то же самое - в России сейчас в 2 раза больше численность спецслужб и МВД, чем даже при Сталине.

10. Как Николай во время Крымской войны (1854-1856) сражался против Англии, Франции и Турции, так и Путин спустя почти 150 лет сражается в Крыму против влияния НАТО, в состав которого входят всё те же Великобритания, Франция и Турция. Тогда Россию с позором прогнали из Крыма, запретив базирование военно-морских сил ЧФ в Черном Море, а сейчас же Путин вернул себе исконно русские земли, тем самым поквитавшись с давними врагами России.

Но что будет дальше? Правление грозного и тишайшего Николая I, на которого, судя по всему, равняется Путин, привело Россию к засилью бюрократии, распространению консерватизма, вводом всяческих ограничений, отходу от принципов либерализма и попыткам подавления интеллигенции. Что же ждет Путина и чем будет жить Россия в ближайшие годы? Если история повторяется, то после автократа Путина нас будет ждать освободитель и реформатор в духе Алесандра II, который отменит крепостное право.



Навеяно лекциями профессора Марка Штайнберга. Поскольку каждая страна пишет историю под себя, прославляя своих героев и принижая достоинства других стран, было особенно интересно узнать об истории России от незаинтересованной третьей стороны, чтобы потом сравнить её с официальными российскими и украинскими источниками.

война, Николай, Россия, Крым, мысли, история, Путин, статья

Previous post Next post
Up