(Цикл
Умное делание для мирян.)
Из комментариев к заметке
Нужен ли подвиг для спасения?.
Вопрос читателя:
> Отчего же Вы не молитесь непрестанно, если это "не суперсложно"?
Человек не может молиться непрестанно, пока он как минимум не научился полностью контролировать своё внимание. Между тем, внимание это главная "мышца" ума, и полностью контролировать её значит молиться умной молитвой.
Молиться или оставить молитву -- Вы это мыслите как сознательный выбор, волевое решение человека, но ведь выбирает именно ум. И пока человек не владеет своим собственным умом, он не всегда способен контролировать, чем он занимается. Хочет человек непрестанно молиться -- и вдруг обнаруживает, что молитва от него ускользнула.
Кстати, тут полезно иметь в виду, что бывает и обратный эффект. Человек забыл о молитве, однако продолжает её повторять, сам того не замечая. Конечно, это продолжается недолго. Словесная молитва может какое-то время продолжаться (действием Благодати) и без участия ума, и новички порой по неопытности называют этот феномен "самодвижной молитвой" и радуются этому как великому достижению, но радость эта продолжается недолго: мнимая "самодвижная" молитва спустя некоторое время оставляет человека, научая его тем самым, что до настоящей "самодвижности" ему ещё очень далеко. Настоящая самодвижная молитва это совсем другое. Это запредельно серьёзная вещь, начало обОжения человека. Она неотделима от внимания ума, она совершается в чувстве сердца, и не оставляет человека никогда -- ни наяву, ни во сне -- разве только если он сам, сознательно и по личному выбору отречётся от Бога и предпочтёт вечную гибель вечному спасению.
Итак, пока человек не научился контролировать своё внимание, пока не стяжал хотя бы простую умную молитву, его внимание будет то и дело ускользать от молитвы, потому что не овладел он ещё вниманием своего собственного ума. А следом за вниманием от него будет ускользать и молитва. Эту непроизвольную потерю молитвы даже в грех такому человеку вменить невозможно, как невозможно упрекнуть солдата-инвалида за то, что он обретается не на фронте.
Но конечно, рассеянность ума это следствие греха. Дьявол потому играет нашим вниманием, что находит в нашем уме греховные бреши, предоставляющие ему широкие возможности манипуляции нашим сознанием.
Но и умной молитвы мало для того, чтобы молиться непрестанно!
Даже человек, уже научившийся молиться умом, как показывает опыт, не может молиться по-настоящему непрестанно. Его самоконтроль связан с определённым (правильным) состоянием сознания, а состояния у сознания бывают очень разные. Во-первых, он теряет молитву во сне, потому что во сне сознательная деятельность ума ослабевает, и ум непроизвольно увлекается "потоком сознания" -- воспоминаний и помыслов, исходящих от сердца. Признаком умной молитвы является, что человек может какое-то время молиться даже и во сне, пока греховные страсти, живущие в сердце, не увлекут его прочь от памятования Бога в такие уголки сердца, которые ещё не известны его уму и сознанию, ещё не просвещены молитвой.
На стадии умной молитвы человек способен непрестанно молиться наяву, но и тут дьявол, превосходя человеческий ум тонкостью, увлекает его тонкими страстными помыслами, исходящими от сердца, например, прельщая его мнимыми благодатными дарами -- так что человеку кажется, что он может разуметь тайны, предвидеть будущее, исцелять болящих своей тенью по подобию апостолов и прочее. Вроде бы наяву и может человек молиться непрестанно, однако увлекается дьявольской ложью, и оставив Господа, начинает богословствовать, сочинять хитросплетённые тексты, творить мнимые чудеса -- по сути опускаясь с высоты умной молитвы на уровень банальной магии. Тут с его стороны необходимо трезвое и осознанное решение оставить дьявольскую прелесть и продолжить умное делание, мысленно предстоя Богу в молитве.
И только на стадии умно-сердечной молитвы человек мало-помалу овладевает искусством по-настоящему непрестанной молитвы, которая вытесняет все греховные страсти из его сердца. Сама же непрестанная молитва это признак чистоты сердца. Итого: кто молится непрестанно, у того сердце чисто от греховных страстей, а значит, он вплотную приблизился к Цели покаяния -- обожению.