Aug 30, 2021 23:41
И вдруг я поняла, чем София была для ромея: абсолютным авангардом, билетом в будущее, обещанием, что счастливый и свободный век спасения наконец наступил. Я увидела, чем казалось это здание, когда оно было самым новым из всего построенного на Земле.
Я не додумала это, а именно увидела - хоть и очень зыбко, на самой границе восприятия. Голубой дом, похожий на облако благовонного дыма, закругленные окна, перечеркнутые двойными крестами, плавное нагромождение куполов и арок - все это стало безумно смелым футуристическим дизайном.
Я поняла, каково было стоять под этими стенами в шестом веке и видеть невозможное завтра. Примерно так сегодня можно было бы любоваться архитектурой прорыва где-нибудь в Шанхае или Токио - если бы ее одухотворяло что-то еще, кроме надежды разжиться бабками.
То, что я видела на рисунке, за эту секунду не изменилось совершенно. Изменилось то, как я видела. Да, это было удивительно…
Я попыталась в двух словах рассказать о своем переживании.
- Умница, - улыбнулась Со. - Как раз об этом я и говорю.
- Странно, - сказала я. - Время, когда существовала Византия, называется темными веками… А в Софии был такой легкий и радостный свет…
- Темные времена - это изобретение восемнадцатого-девятнадцатого веков. Чтобы создать эпоху Просвещения, нужно придумать эпоху тьмы.
- Вы историк? - спросила я.
- В прошлом.
- То есть темных веков не было?
- Конечно нет. Всегда есть тьма и свет - в любую эпоху, в любом месте, где живут люди.
(Пелевин. Непобедимое солнце)