> А что значит - делать добрые дела ради Иисуса Христа? У дел же есть свои цели отличные от Иисуса. И как их тогда перевести в состояние 'ради Христа'? Например, благотворительная поддержка больных - надо сказать себе, что делаешь это ради Иисуса Христа и тогда это доброе дело станет не просто добрым делом, а ради Христа? Или как?
Очень правильный и существенный вопрос.
Серафим Саровский говорит: добро является добром, даже если оно не ради Христа сделано! Но...
Но ко спасению оно человека НЕ приведёт, разве только если... а что если - это будет сказано ниже.
Итак.
"Добрые дела ради Иисуса Христа" складываются из двух РАЗНЫХ, хотя и тесно связанных между собой компонент:
- дело должно быть действительно добрым,
- оно должно осознанно делаться ради Христа.
Если "ради Христа" делается какое-от недоброе дело, то оно не является "добрым делом ради Иисуса Христа". Например, когда "ради Иисуса Христа" жгут ведьму - это самообман. Недобые дела НЕ становятся добрыми оттого, что они делаются "ради Христа".
Давайте рассмотрим оба эти пункта по отдельности и внимательно.
Прежде всего. Всякое доброе дело делается содействием Бога. Это обязательное условие. Бог часто действует анонимно, совершает добрые дела через людей, которые о Нём не думают, в Него не верят и даже вообще не подозревают о Его существовании. Богу это нисколько не мешает, так как Он всемогущ, всё существующее существует по Его воле, и Он вправе использовал Своё творение как Ему заблагорассудится. Неверующие в Бога люди являются инструментами Его промысла, и Он творит их руками то, что хочет.
Бог реализует Свои замыслы двумя разными способами, чаще всего комбинируя эти два способа между собой.
1) Бог действует Сам, явным или неявным образом вмешиваясь в сюжет, направляя течение событий в угодном Ему направлении.
2) Бог просто не вмешивается в течение событий, когда предвидит, что совершаемые людьми дела сами собой движутся в угодном Ему направлении.
Важно понимать, что события в любом случае идут в угодном Богу направлении, иначе и быть не может, так как Бог всемогущ и полностью контролирует всё, что происходит. Но эти два разных способа реализации Его замыслов отличаются принципиально, а именно (нумерация та же):
1) это и есть добро; важно понимать, что Бог участвует во всяком добром деле без исключения;
2) если Бог в каком-то деле не участвует, то это дело НЕ является добрым; более того, если это дело совершается нами сознательно и целенаправленно, то оно является делом злым и подлежит осуждению, так как Бог дал нам свободную волю именно для того, чтобы мы сознательно и добровольно содействовали Ему в реализации Его замысла о мире.
Иными словами, Сам Бог и является критерием добра и зла.
Мы должны делать то, что Бог делает, и не делать того, что Бог не делает, а только попускает. Вот и всё. Это и есть критерий добра и зла!
Но даже если мы делаем действительно доброе дело, если Бог действует в нас и через нас, вмешиваясь в течение событий так, как Ему угодно - это в конечном итоге доброе дело может оказаться бесполезным для нас, если оно делается не ради Христа!
То есть, мы Богу послужим, а потом всё равно будем в итоге осуждены. За что?!
А за то, что приписывали самим себе то добро, которое совершал через нас Бог. Мы самих себя считаем добрыми, а Бог вроде как и ни при чём. Более того, двигаясь в этом неправильном направлении мы доходим до мысли, что Бог всё сделал неправильно, а мы исправляем Его погрешности. Далее идёт уже откровенная хула и ропот на Бога: "Бог накосячил, а я должен исправлять?!"
Делающий добрые дела человек может и не доходить до этого богохульства, если он хотя бы смутно догадывается, что не смог бы творить добро, если бы Бог не помогал ему. И часто Бог намеренно ставит человека, который творит добро, в сложные положения - именно для того, чтобы помочь ему и сделать Себя и Своё содействие явным для этого человека.
Богу угодно, чтобы мы служили Ему сознательно и добровольно, чтобы наши добрые дела были посвящены Ему и совершались ради Него, а не ради каких бы то ни было иных целей. Почему? Потому что истинный смысл всякого доброго дела в Богопознании. Бог являет Себя в мире через добро. Добро это способ Откровения.
Это важная и нетривиальная мысль. Само по себе добро не играет роли, оно неважно. Добро это лишь инструмент Богопознания. И когда этот инструмент используется не по назначению, а то (порой) и прямо против своего настоящего назначения, это Богу НЕ угодно. И в этом случае добро может не принести пользы человеку, творящему добро.
Серафим Саровский делает к этой мысли очень важное дополнение. Если человек творил добро, но не ради Христа, потому что не верил во Христа, а затем уверовал во Христа и осознал, что совершённое им добро было совершено через него Самим Христом, тогда это совершённое им добро на Суде вменится ему так, будто бы оно было сделано ради Христа.
Потому добро НЕ бесполезно: в нём заключена возможность спасения. Но чтобы эту возможность реализовать, нужно осознать Смысл и Цель добра. А Смыслом и Целью добра является Иисус Христос. Добро совершается Им и для Него. Слово "ради" (="for") означает одновременно и "для", и "из-за". И выражение "ради Христа" означает одновременно и "для Христа" и "из-за Христа". Эти-то два смысла я и выделил выше, сказав, что "добрые дела ради Иисуса Христа" складываются из двух РАЗНЫХ, хотя и тесно связанных между собой компонент:
- дело должно быть действительно добрым (то есть, оно делается Самим Христом через нас, делается из-за Христа)
- оно должно осознанно делаться ради Христа (то есть, мы сознаём себя лишь орудием Его действия, действуем для Христа)
Если хотя бы одно из этих двух условий не выполнено, то наше дело НЕ является "добром ради Христа". Оно либо является добром не ради Христа, либо и вовсе не является добром (а порой и вовсе является злом, например, жечь ведьм это ЗЛО: жечь надо демонов, которым по глупости служат ведьмы).
medved_kuznets: Интересно, что в греческом то же слово δια - означает такж и для и из-за, но у него есть ещё смысл - через. Т.е. в данном случае - помощью Христа
Доброе дело, которое делается не ради Христа, приводит к гордыне: человек приписывает самому себе то добро, которое совершает через него Бог, и так постепенно доходит до настоящего зла. Именно это и произошло с католиками, которые утратили здравое учение о добре и зле. Католическое учение о "заслугах" это гордыня. У человека не может быть перед Богом НИКАКИХ заслуг, потому что всякое добро совершается в нас Самим Богом.
И даже само слово "Бог" может означать собою трансцендентного Бога лишь в том случае, когда через это слово действует Сам Бог. Всего этого католики не понимают, потому что для такого понимания им нужно принять учение Григория Паламы и отказаться от всех ложных учений, которые они насочиняли за тысячу лет Великой Схизмы. Короче, для этого им нужно снова стать православными.