Потому все доброе, что творит человек, он творит в сотворчестве со своим Творцом.
А всё злое, что творит человек, он творит в сотворчестве с дьяволом, занявшим в его сердце место Творца.
[В каком смысле зла не существует]Может ли человек творить зло сам от себя? К счастью, нет. Потому что наша природа чиста, ведь она воспринята Самим Творцом как Своя. Потому что бы мы ни делали сами от себя, это не зло, и Бог с нами. А если мы творим зло, значит наша природа покорилась иной тварной природе, что неправильно, ведь мы образ Творца и должны служить Ему непосредственно.
Когда человек подчиняется тварным богам, он нарушает установленный Богом чин творения, согласно которому мы Его личные приближённые. А когда разумное существо действует без содействия Бога, оно творит зло, ведь разум дан нам для Богопознания.
> Так зла же нет, по вашим словам, вообще ни в каком виде
Зло не было, не есть и не будет самостоятельно существующим по собственной природе, ибо оно не имеет [для себя] в сущих ровно никакой сущности, природы, ипостаси, силы или деятельности; оно не есть ни качество, ни количество, ни отношение, ни место, ни время, ни положение, ни действование, ни движение, ни обладание, ни страдание, так чтобы по природе созерцалось в каком-либо из сущих; оно вовсе не существует во всём этом по естественному усвоению; оно не есть ни начало, ни средина, ни конец, но, - обнимая всё [единым] определением, - зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил в отношении к [их] цели и решительно не есть что-либо другое.
Или еще: зло есть неразумное движение естественных сил, руководимых ошибочным суждением, [чему-либо] иному помимо цели. Целью же я называю Причину сущих, к Которой естественно устремляется всё.
Как совместить "зло вовсе не существует", "оно не есть... ни действование, ни движение" и "зло есть неразумное движение"? Ваша версия.
> то есть, человеку никак без Бога не узнать, кто он сам такой есть.
Да, именно так. Смирение без содействия Бога невозможно. А смирение это ни что иное как истинное самопознание.
> Природа человека чиста изначально. А воля чиста или клонится ко злу? Если добро можно творить только с Христом, то человеческая воля одна всегда уклонился во зло?
Правильный ответ: Христос не оставляет человека, пока человек сам не предпочтёт зло.
Dmitry Sandakov:
Допустим, человек покорился иному товарному существу. Но ведь к этому существу применимы те же рассуждения, что и к человеку (или нет?). Если иное товарное существо творит от себя - это не зло. Проблема возникает тогда, когда игра товарное существо само подчинено дьяволу. Или я не прав?
palaman:
Вы правы, и сам по себе дьявол тоже не зло. Проблема зла у нас возникает тогда, когда дьявол вместо того, чтобы служить Богу, возвещая Его волю, начинает возвещать свою волю. И мы следуем за ним вместо того, чтобы следовать за Богом.
> Зло -- неразумное движение... это прослеживается в показаниях людей, совершивших уголовно наказуемо деяние. Зачем ударил ножом? Зачем взял чужой телефон? Зачем напал? Зачем? зачем? зачем? Уголовное право ищет умысел через вину, те психические отношение к совершенному. А там в природе поступка определённый градус безумие, и сатанинский смех.
Тут есть более глубокое и простое понимание. Вот смотрите. Максим пишет:
1) зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил 2) зло есть неразумное движение естественных сил
Сопоставив одно с другим, получаем: в том действии, которое мы называем "злым", проявляется недостаток разума.
Человек существо разумное, он призван осознавать смысл того, что он делает.
А что человек делает? Он делает всегда одно и то же.
Он служит замыслам Бога - вольно или невольно, сознательно или бессознательно, с помощью Самого Бога или Его попущением. Зло - это когда человек действует попущением Бога, произвольно и сознательно, но при этом неразумно: неправильно понимая смысл своего действия.
Например, когда вор крадёт, он тоже ведь является инструментом Божественного промысла, но инструментом безумным, не сознающим настоящего смысла своего действия. А если бы осознал, то не стал бы делать, но просил бы Господа дать ему иное, более высокое назначение, соответственное человеческой природе.
Всего возможны четыре варианта:
Человек действует сознательно Человек действует бессознательно
Содействие Бога (1) Добро ради Христа (2) Добро не ради Христа
Попущение Бога (3) Грех (4) Ни добро, ни зло
[Пояснение к таблице]1) Спасительным является добро, которое человек творит ради Христа, сознательно, при участии Самого Бога.
2) Когда человек творит добро не ради Христа, через него действует Сам Бог. Человек этого не понимает, приписывая совершённое через него добро самому себе, считая его своей заслугой. Эта бессознательной создаёт барьер, мешающий Богопознанию. Серафим Саровский говорит, что если человек постоянно творит добро не ради Христа, то Христос обязательно даст ему шанс осознать реальное положение вещей, и далее уже от человека зависит, принять или не принять это новое знание. Если он осознает реальное положение вещей, то и не ради Христа сделанное добро будет ему вменяться так, будто оно ради Христа было сделано. Это важная тема, и об этом нужно обязательно послушать самого Серафима Саровского.
3) Когда человек сознательно совершает действия, в которых Бог участвовать не желает, совершается зло.
4) Когда Бог не участвует в том, что происходит бессознательно - это ни добро, ни зло, а просто стихийный процесс, происходящий помимо нашей воли. Людям, не знающим Христа, лучше жить бессознательно, чем творить зло, поэтому Бог и попускает нам очень многое в жизни делать бессознательно.
Сознательное не бывает нейтральным. Если Бог содействует нам, значит мы творим добро. Если Бог не содействует нам, значит мы творим зло. Нейтральность тут невозможна.
Собственно, сама бессознательность как таковая начинает нарастать в нашей жизни потому, что Бог щадит нас, закрывая от нашего ума смысл совершаемых нами дел, пока мы не будем готовы и способны осознать этот смысл, не впадая в грех. Поэтому и психоанализ, и другие техники повышения осознанности - палка о двух концах. Осознавать лучше сразу в правильном Духе, в Духе Святом. Осознание без исправления делает греховным то, что раньше было нейтральным.
Но если человек творит добро (значит Бог ему содействует), то для него полезно осознать смысл происхоящего (что через него действует Бог, а не сам по себе творит добро).