Умное делание для мирян GILDO-school:
"Мы знаем, что Россия должна выиграть эту войну. Простите, Украина должна выиграть эту войну", - заявил премьер Канады Трюдо.
Старые фрейдисты молча покивали головами.
Druid:
А если к этому добавить более раннюю оговорку Бориса Джонсона, где он похвалил Владимира Путина, а потом извинился, ой мол, Владимира Зеленского имел ввиду...
Oleg:
Как думаете, оговорки - признак того, что человек - фигура? Раз для него правда - часть бессознательного
palaman:
Дьявол стремится превратить человека в фигуру (маску), и небезуспешно.
Но человек всё-таки не фигура, иначе мы не могли бы молиться Иисусу Христу.
Пока человек не утратил способность молиться, он остаётся человеком. Когда же эта способность утрачена, он лишь маска. Как сказал Шекспир: "Весь мир театр, и люди в нём актеры".
Актер на сцене не может обратиться к автору сценария и сказать:
- Мне трудно играть эту роль, будь человеком, перепиши сценарий.
Если актер так поступает, он уже больше чем актер, а спектакль больше чем просто спектакль.
Oleg:
А если иметь в виду не абсолютную характеристику положения человека, а отношение к иерархии в определенный момент времени. Трюдо либо знает, и оговаривается сознательно, либо оговаривается бессознательно, и следовательно - не знает. Не посвящен
palaman:
Скорее всего, знает. Но это ещё не значит, что он оговаривается сознательно. Ляпнул не подумав, бывает.
Было бы очень странно, если бы на таких должностях люди совсем ничего не понимали в закулисной политике. Дров же наломают.
Oleg:
Да, мне тоже странно, поэтому пытаюсь осмыслить. Выходит, когда человек врет, пусть сознательно, он надевает маску и эта маска как бы замещает его сознание на время. Он становится заложником роли, которую играет.
palaman:
Да, поэтому ложь вредна. Кто лжет другим, рано или поздно обманывает себя.
Невозможно обмануть самого себя без посторонней помощи. Этот трюк всегда требует участия отца лжи, дьявола. Кто использует ложь, пусть лишь как инструмент, тот невольно подпадает под его влияние.
Беда в том, что любая личина, если человек упорно не признаётся, что солгал, постепенно прирастает и становится личностью. К сожалению, у подавляющего большинства людей их личность, сознательное Я, это в значительной мере как раз такая приросшая личина, плод многолетнего обмана и самообмана.
Именно поэтому нам так трудно приучить себя к молитве. Когда мы обращаемся к Богу Истины, личина начинает разрушаться, маска отваливается. "У вас ус отклеился".
Но именно в этом и состоит цель покаяния: освободиться от проросших масок и заглянуть в лицо Истины. Конечным плодом этого процесса является истинное самопознание, которое в Православии называется "смирением". Над теми, кто достиг смирения, дьявол уже не имеет власти.
Oleg:
Да, молитва это момент истины и свободы. Спасибо, что напоминаете
palaman:
Я хочу лишь уточнить один очень важный нюанс, выходящий за рамки Вашего вопроса, но крайне существенный для православного понимания Христа.
Смирению противоположна гордыня. Гордыня это главное качество дьявола и это общее свойство всех масок, которые прирастают к человеческому лицу. Знаете, дикари перед боем разрисовывают свои лица ритуальными масками? Да ведь и европейские солдаты, отправляясь на битву, надевают мундир.
Для каких-то вещей маска необходима. Маска даёт человеку возможность выйти за рамки своей собственной природы и сделать то, на что сам по себе человек вообще-то не способен. И маска дикаря, и униформа европейца - знак, что этот человек больше, чем просто человек. Что этим человеком движет некий дух, дающий ему возможность совершать дела, выходящие за рамки возможностей нашего естества.
Когда маска прирастает к лицу, это всегда даёт человеку какие-то возможности, не заложенные в самом его естестве. Для чего люди, собственно, и надевают всевозможные маски. Эти возможности бывают хорошими, а бывают и плохими. Важно понимать, что греха нет в человеческой природе. Когда человек совершает грех, он всегда пользуется при этом содействием иного естества, помощью демона. А без помощи демона человек не совершит никакого, даже самого мелкого греха: ему это просто не нужно, нет потребности. Потребность в грехе - признак наличия приросшей к лицу маски.
Вот почему не грешат святые, потому не грешит и Сам Бог, ставший человеком. Ему ведь никто не указ, Он мог бы делать всё, что угодно, так как имеет всю власть над всем сущим - а Он вот не грешит. Почему? Да просто потому, что в нашем естестве просто нет такой потребности. Способность грешить появляется у нас не сразу, а лишь по мере того, как мы в детстве постепенно овладеваем различными масками, примеряем разные мундиры.
С другой стороны, маски ведь бывают не только дурными. Способность человека творить добро кажется нам естественной, и она действительно естественна, так как сотворенному естеству естественно пользоваться содействием своего Творца. Когда священник в храме облачается в ризу, он тоже надевает маску, маску святости. Но священник при этом не притворяется, не изображает из себя святого, а просто выполняет то, к чему обязывает его надетая "униформа" - так же точно, как военный, надев свой мундир, затем просто исполняет то, к чему его обязывает надетая форма.
Доброе дело невозможно совершить без помощи Бога, но Господу не угодно, чтобы мы обманывали себя, приписывая свои добрые дела самим себе. Потому Он Сам и говорит напрямую: "Без Меня не можете творить ничего". Маска добра не должна прирастать к человеку, не должна становиться его фальшивым лицом, потому что всякая ложь мешает познанию Истины. Святой человек очень хорошо понимает, когда Бог совершает через него великие дела, но он при этом ясно сознаёт, что сам он к этим делам был бы просто не способен. "Смирение" работает в обе стороны: смиренный человек не грешит, потому что грех чужд нашей природе, но и добрые дела он совершает не сам по себе, а ради Христа, потому что надел на себя мундир солдата Его армии: "ЕлИцы во ХристА крестИтеся, во ХристА облекОстеся".
И вот тут мы подходим к самому главному. Дело в том, что Сам Христос больше, чем просто человек. Он Бог, ставший человеком, и потому Он единственный человек, который не просто носит царский мундир, но действительно является Царём. И для Христа быть обычным человеком значит надеть маску обычного человека, притвориться, скрыть Своё Божество, смешаться с толпой. Особенность этой ситуации в том, что Он действительно такой же как мы человек, но не только. И выдавая Себя за обычного человека, Он никого не обманывает, просто открывает о Себе не всё. Именно это и сделал Христос для нас Христос - и хитрый дьявол обманул сам себя, приняв его за обычного святого человека, и убил Его распяв на Кресте. И тем самым облёк себя на вечное осуждение, а мы получили шанс снять свои маски.
Подробнее об этом см.
Иисус Христос: личность и маска Хотя Иисус Христос человек, Он не только человек, но и Бог, и потому для Него творить чудеса естественно. А для обычного человека, даже святого, это сверхъестественно. Святой человек, когда творит чудеса, хорошо понимает, что это не он творит чудеса, а Сам Бог творит, используя его молитву как инструмент Своего промысла.
Когда войско фараона приближалось, Бог сказал Моисею:
- Что ты вопиешь ко Мне? Простри жезл твой на море, и расступится вода.
Моисей простёр жезл, и вода расступилась. Для окружающих это выглядело так, словно чудо совершил сам Моисей, ведь они не слышали Бога, Который говорил с Моисеем в его уме - так же, как не слышали беззвучный крик Моисея, обращённый к Богу.
Но Бог может творить чудеса не только через святых людей. Он может использовать с этой целью кого угодно, поэтому чудеса совершают не только святые, но и все люди. Чудеса Христовы совершаются во всём мире, в том числе и вне Церкви. Но чем более великие дела совершает человек, тем труднее ему достичь главной Цели христианской жизни: смирения.
В тайне своего сердца приписывая совершённые через него чудеса себе самому, человек удаляется от Истины, и совершённое им чудо не идёт ему самому на пользу, но напротив: укрепляет его в тайной гордости сердца. Вот почему Бог чаще совершает чудеса именно через святых, которые достигли смирения, то есть истинного самопознания. Что невозможно вне Церкви.
Амвросий_Оптинский - письмо католической монахине:
Теперь скажу и о первом вашем вопросе. Вы пишете:
«Бес гордости владеет мною в такой степени, что он не дает мне исполнять обязанность мою как следует. Что должна я делать, чтобы от него избавиться?»
На это должен я вам сказать слово не всеми удобоприемлемое, а только истинно благопроизволяющими и искренно ищущими истины и пути истинного. И скажу не от себя, а как пишет древний святой отец #преп_Иоанн_Лествичник, что гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим. Правое же и истинное вероисповедание одно, как свидетельствует святой апостол Павел: «Един Бог и едина вера» (Ср.: Еф. 4: 5). Слова Апостола показывают: как един истинный Бог, так и истинное вероисповедание одно, а не многие, в которых много привнесено человеческих мнений, кроме Божественной истины. Вот, например, в Евангелии Сам Господь говорит о Святом Духе, что Он от Отца исходит (Ин.15:26), а в вашей Римской Церкви, по человеческому умозаключению, прибавлено слово: «и от Сына». Еще Господь говорит о Святой Тайне Приобщения Кровию Его: «Пийте от нея вси» (Мф. 26: 27). В Римской же вашей Церкви только духовенство присвоило себе право приобщаться Кровию Христовой, а мирян приобщает только одним Телом Христовым, говоря в свое оправдание мирянам, что где тело, там и кровь.
Конечно, далеко не все православные смиренны. Смирение не условие пребывания в Церкви, а плод этого пребывания. На самом деле смирение это высокая добродетель. Высокие добродетели - это добродетели, которые появляются в человеке лишь после того, как он познает Божество опытно, когда Бог вселяется в его сердце и живёт там.
Многие говорят "бог у меня в сердце", но в сердце грешного человека живёт не Бог Истины, а бог нечистый. Пока сердце нечисто, человек может лишь верить в Бога, но не знать его опытно.
Истинный Бог вселяется в сердце человека лишь после того, как очистит сердце человека от ложных богов. Кто чист сердцем, тот как Адам после творения, угоден Богу, но не защищён от нового грехопадения, и это естественно.
Лишь после того, как Сам Бог вселяется в сердце человека, человек достигает сверхъестественного состояния, когда он "не может грешить", по слову апостола Иоанна Богослова. Это состояние и называется обОжением.
ОбОженный человек не может грешить, хотя и свободен делать всё, что захочет. Просто Бог, сотворивший само время, знает будущее так же точно, как и прошлое. Он точно знает, что мы будем делать завтра, и через год, и через миллион лет.
Бог не обОживает человека до тех пор, пока человек не отвергнет грех окончательно и бесповоротно, но при этом свободно и непринуждённо. Хотя всемогущий Бог может дать познать Себя и тому, кто ещё не сделал окончательного выбора, но:
... если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Страшно впасть в руки Бога живаго!
Покаяние предусмотрено лишь для тех, кто идёт по пути покаяния. Кто уже достиг Цели покаяния и обОжен - они хорошо знают это и ни в коем случае не сворачивают с Пути, потому что для нет обратного пути, нет больше покаяния во грехе,
Таким образом, обОжение это страшный дар, который милосердный Господь подаёт лишь тем, кто уже приготовлен к нему. И вот только получив этот дар, человек достигает смирения, о котором говорит Амвросий Оптинский.
Смиренные люди православны, потому что они знают, что их добрые дела им не принадлежат, они лишь следствие надетого ими православного "мундира". Они обрели такое смиренное самопознание, потому что Сама Истина поселилась в их сердце, давая им познать Себя и вместе с тем давая им истинное самопознание. Смирение это и есть истинное самопознание. Вот этих людей Бог и соединяет в Свою Единую Церковь, ради которой и существует всё существующее. Церковь существует ради Своих святых.
А мы, кто называем себя православными, пока лишь стремимся достичь этой Цели, хотим опытно познать Бога, очистив предварительно сердце и приготовившись принять этот Дар. Наша принадлежность Церкви это "заявка" на обОжение, но ещё не само обОжение. Благодать обОжения уже дана нам в православном Крещении и Миропомазании, но пока не воспринята нами. Поэтому мы пока ещё и можем грешить, как это объясняет Максим Исповедник в
6-м Вопросоответе к Фалассию:
Если, согласно святому Иоанну, «рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить» (1Ин. 3:9), а рожденный от воды и Духа (Ин. 3:5) - рожден от Бога, то как мы, рожденные от Бога через [святое] крещение, можем согрешать?
(см. ответ на этот вопрос по ссылке)
> Получается мы беспомощные? Мы можем только молиться и исполнять Его волю? Зачем тогда вообще нужна нам воля?
Мы призваны участвовать в творчестве Творца.
В норме это происходит так: человек хочет чего-то, просит это у Бога и получает, исполняя для этого то, что укажет ему Бог.
В принципе, мы по жизни так и делаем, только вместо Бога мы обращаемся к людям: говорим с друзьями или с начальством, идём в магазин, пишем заявление. Человек не может делать большие дела в одиночку, он должен с кем-то договариваться о взаимодействии.
Сами своими силами мы можем делать лишь маленькие дела, но это самообман: никакое дело не бывает маленьким, любое маленькое дело тянет за собой бесконечную цепочку последствий - вспомним бабочку у Бредбери.
Поэтому правильный образ действий - начинать любое дело с обращения к Тому, Кто способен предвидеть все последствия дела и организовать это дело так, чтобы оно действительно было на пользу.
А наша воля тут играет ключевую роль: именно мы в норме выступаем инициаторами Божьего дела. Богу ведь Самому ничего не нужно, у Него и так всё есть. При этом понятно, что Бог заранее предвидит наше обращение к Нему, так как Он вне времени.
> А зачем мы нужны для этого творчества? Бог же может все
Для чего Бог сотворил мир, ведь Он самодостаточен? Это очень глубокий и интересный вопрос. Может быть, ответ на этот вопрос и невозможен внутри самого этого мира, так как по смыслу сам этот вопрос требует от нас поглядеть на мир извне. Но "миром" ведь является не только материя, но и все наши мысли, все идеи и образы - всё это лишь часть мира, так что поглядеть на мир извне как будто бы невозможно. Но сам факт, что мы можем поставить этот вопрос и задать его Богу, сам этот факт означает, что и ответ на него мы можем получить - конечно, не сами придумать, а именно получить от Бога, ИЗВНЕ.
Я думаю, Бог сотворил мир для того, чтобы воплотиться в мире. То есть, Он сотворил мир для Самого Себя. Зачем? Я думаю, это часть взаимоотношений внутри Троицы. Сын воплощается в сотворённом Им мире для того, чтобы прославить Отца. Можно задавать вопросы и дальше, пытаясь вникнуть во внутреннюю жизнь Троцы, но говорить об этом уже почти невозможно.