Как мне кажется, всуе призывает имя Божье тот, кто ещё не понял, как действует это Имя. Кто-то считает, что оно никак не действует, это простое слово, не имеющее в себе силы. Кто-то считает, что произнося это Имя, можно как-то влиять на Бога в свою пользу. Но и это - всуе, потому что на самом деле это не люди используют Бога, а Бог использует людей, когда Ему угодно действовать через них, давая им произносить Своё имя.
[Нажмите, чтобы прочитать обсуждение]Пока воля человека не согласна с волей Бога, человек даже "ухудшает" ситуацию, призывая Господа, потому что Бог действует в молитве во Своей воле, а не по нашей воле. Поэтому окончательно человек избавляется от "всуе" лишь тогда, когда предпочитает волю Бог своей собственной воле. Вот почему нам трудно молиться: потому что в глубине души мы знает, что наша молитва действует не так, как нам хочется, но как хочет Бог.
> на каком-то этапе человеку Бог попускает упоминать своё Имя всуе
В том-то и дело, что имя Божье это НЕ попущение, а действие Бога. Никто не может призвать имя Господа одним попущением, без таинственно содействия Самого Господа. И тот, кто произносит это Имя всуе, выступает бессознательным орудием Божественного промысла, действуя против своих собственных (ложно понятых) интересов, по слову Писания: Господь не оставит без наказания того, кто призывает имя Его всуе. Бывает и так, что Бог желает наказать - и именно для этого даёт человеку призывать имя Его всуе, таким образом делая самого человека соучастником его собственного наказания.
> если человек на этом этапе вдруг улавливает мысль, что я буду повторять Имя Божье и как бы уже хорошо, то он превращается в еретика, потому что "От дней Иоанна Крестителя Царство Небесное силою восхищается".
Этот человек просто не понимает, во что он ввязался. Просто повторяя имя Божье, он изменяет свою судьбу, причём изменяет её порой совсем не так, как ему хотелось и думалось. Ему для спасения нужно употребить усилия? Бог устроит так, что ему придётся употребить усилия. Он в ереси? Бог устроит так, что у него будет повод и возможность понять Истину - а значит, и ответственность в том случае, когда он пренебрежёт этой возможностью. Злоупотребить именем Бога невозможно так же, как невозможно злоупотребить Самим Богом. Покушаться на это всё равно, что пытаться остановить руками лавину. В самой мягкой форме Писание выражает эту мысль, говоря "над кощунниками Он посмеивается".
> если человек преодолел стадию упоминания Имя Божьего всуе, то тут, мне кажется, Бог уже начинает направлять человека и Имя становится уже как маяк
Если человек прошёл начальный этап Богопознания и понял сказанное выше, что управлять Богом нельзя, то он либо перестаёт молиться, уподобляясь демонам, которые понимают, что с Богом шутки плохи, либо сознательно использует имя Господа для того, чтобы творить не свою волю, а волю Господа. Призывая имя Господа Иисуса Христа, он добивается вовсе не того, что хочется ему самому, но выступает проводником воли Христа, предаваясь Его суду и доверяя себя в Его руки. А что из этого выйдет - знает только Сам Бог.
Если человек, который понял сказанное выше, всё-таки продолжает молиться, это значит, что он готов принять суды Божии и содействовать их исполнению. Если же он оставил молитву, это значит, что он отверг Бога, и подобно демонам оттягивает неизбежную развязку, не желая соучаствовать в деле Господа. Ведь молимся ли мы Господу или нет - Он всё равно совершит то, что задумал, и никто из не молящихся не избежит своей судьбы.
> Разумеется, Бог действует в нас. Но ему... Нравится..? Когда мы, как дети, сами тоже тянемся к нему навстречу.
Бог может действовать в нас, а может попускать нам обходиться без Его действия. Но наступит день, когда Он подведёт черту под историей этого мира - и в тот день тех, кто предпочитал обходиться без Его помощи, ждут страшные открытия. Мне нравится метафора "китайского яда" - по-моему, я тебе уже рассказывал: если китаец хочет убить своего врага, он начинает добавлять яд в пищу для себя, сначала в гомеопатических дозах, а затем мало-помалу увеличивает дозу, приучая себя и своих домашних к этому яду. И наконец, когда доза превысит смертельную для неподготовленного человека, он приглашает врага к себе в гости, покушать от общего семейного стола.
Вот таким вот ядом является молитва для тех, кто боится Бога и бежит от него. Мало-помалу приучая себя к действию благодати, мы готовимся к Страшному Суду, к развязке истории этого мира, когда Господь подарит миру смертельную для многих дозу Самого Себя. Этот век дан нам для того, чтобы мы мало-помалу приучили себя и тех, за кого мы молимся, ко грядущим Переменам, которые станут бедствием для всякого, кто к ним не подготовился.
> по сути единственное, что человек может сделать для Бога - это возлюбить его. И Первая Заповедь является в итоге смыслом и целью всей человеческой жизни.
В сущности, и это единственное человек делает прежде всего для самого себя. Потому что Бог не вечно будет таить Себя от мира. Наступит время, когда Он станет всяческим во всех, наполнит Собою мир - и горе тогда тем, кто не любит Его. Для них начнётся время мучения, уйти от которого будет уже невозможно, потому что невозможно просто привыкнуть к Непознаваемому. Его можно либо возлюбить, либо возненавидеть. Нам предстоит Вечность в объятиях Вседержителя - блаженных для любящих и невыносимых для ненавидящих Его.
> Имяславие неумеренное это, по сути, учение об апокатастасисе.
Не думаю. Вот например, прохвессор Осипов учит об апокатастасисе, но при это является противником любого имяславия, даже умеренного. В моём понимании, неумеренное имяславие ближе к представлению, будто тот, кто знает имя Бога, имеет власть над Богом. Но это, конечно, иллюзия. Люди не имели власти над Богом никогда - и даже тогда, когда распинали Его, они всего лишь исполняли Его замысел.
> полное отрицание Имяславия - это уже куда-то в иконоборчество.
Да, это и есть иконоборчество. Ведь имя Господа это Его словесная икона - со всеми вытекающими.
> Ох, иконоборчество. Есть такое ощущение, что христиане так и не поняли, а что это было и почему было так тяжело.
Люди оказались недостойны той великой благодати, которой они пользовались первые века после явления Христа - и Бог несколько отдалился от них, чтобы не поразить мир раньше назначенного Срока. "Кому больше дано, с того больше и спросится" - и милостивому Господу угодно было дать людям время на покаяние. Причём люди сделали всё сами, своими руками. Сам Господь лишь попустил людям уничтожить святые иконы, а античное искусство иконописания было утрачено и до сих пор не восстановлено в полном объёме.