Язычество и светская культура

Mar 22, 2023 12:58

Ivan:

История русской эмиграции началась с увлечения оккультизмом. В массовых занятиях столоверчением и тому подобным. Потом и теософия добавилась.

palaman:

Это следующий этап деградации. На самом деле история русской эмиграции начинается намного раньше, с увлечения светской культурой. Русские образованные люди оставили Православие и попытались обосновать русскую культуру на ином основании, "нерелигиозном".

Но в действительности никакой "нерелигиозной" культуры не существует. Светская культура имеет вид культуры нерелигиозной. Но в действительности она питается соками разлагающегося Западного христианства, и в этом удобрении источник её жизненной силы. Постепенно, с веками этот источник иссякает, и тогда сквозь светскость культуры начинает всё более отчётливо проглядывать её языческий подтекст.

Этот подтекст сам по себе крайне интересен, потому что он принесён в Италию (а через Италию во всю Европу включая Россию) византийскими языческими "философами" (читай, магами) вроде Плифона. Ведь язычество древнее грекоримское язычество в форме платонизма и неоплатонизма благополучно дожило до наших дней. Это кажется странным, но лишь на первый взгляд.

Дело в том, что Православие в его изначальной античной форме вполне веротерпимо. Нетерпимость это проявление варварства, и не случайно преследованием инакомыслящих более всего прославились христиане Запада -- потомки варваров, захвативших Западную половину Империи. И уж тем более никто не стал бы преследовать язычество, принявшее вполне  безобидный на первый взгляд облик светской культуры.

Но важно понимать, что по сути никакой светской культуры нет и быть не может: основа всякой культуры это культ - осознаваемый или бессознательный.

Ivan:

В "католических" странах язычество в той или иной степени тоже долгоживущим оказалось. Особенно уживчивость появилось с культом вуду. Но там другая специфика.

palaman:

Светская культура, имхо, НА ПОРЯДКИ интереснее и глубже примитивного традиционного язычества.

Почему? да потому, что она является порождением всё той же Восточной Римской Империи -- подпольной, изнаночной стороны её жизни. (См. Иконоборчество) Светская культуры это "обратная сторона луны" Православной Империи. Просто в нашем безумном мире это обратная сторона сделалась лицевой, загнав Православие в подполье.

TatianaК:

Извините, что встреваю, но я сейчас занимаюсь пристально творчеством и биографией С. Я. Лемешева и вот такой примечательный факт :когда молодой Лемешев пришёл в 1931 г. в Большой Театр, то одна из тогдашних "див", блиставшая там ещё с дореволюционных времен, сказала ему, указывая на квадригу Аполлона: "Серёжа, запомни, здесь мы служим только этому богу". Все это было интерпретировано, конечно, как завет служения чистом искусству, но мы-то понимаем... В принципе, судьба Лемешева, и как великого певца и как человека, как теперь я понимаю, является хорошей иллюстраций того, что уважаемый Максим писал о музах и истинной природе творчества. Как ни печально мне это осознавать, потому что искусство Лемешева мне очень нравится и человек он был хороший.

palaman:

Человек светской культуры это часто человек хороший в гуманистическом смысле. Ведь суть светской культуры это гуманизм, почитание человека. Да и вообще, люди это совсем неплохие боги. Если человек не любит людей, значит он почитает каких-то менее приятных богов.

Речь не о том, будто светская культура делает человека плохим. Нет. Она делает его несчастным. Потому что люди это очень слабенькие боги.

На уровне сознания светская культура понимает себя как служение Человеку. Поэтому людей там в жертву не приносят. Только время и силы разве что. Если в жертву идут люди, это признак рождения Чужого.

Андрей Лазар:

Затянувшееся детство. Или даже младенчество.
Для совсем маленького ребёнка люди, родители, - очень даже подходящие боги: великие, славные, добрые, могучие. В рамках понимания и запросов младенца.
"Религия младенцев", в общем.

palaman:

Тут сразу воспоминается Крапивин. Но это тема для отдельного разговора.
"Религия детства"

Пока лишь несколько слов (см. Немного о Крапивине, Пагавай и Крапивин, Философия литературы, О Бахтине, Стругацких и Крапивине, Летчик для особых поручений)

религия

Previous post Next post
Up