Главная проблема Православия последнего тысячелетия
Dec 27, 2022 15:31
> Что именно, как тебе кажется, было уничтожено из Православной культуры во время иконоборчества? Меня интересует причина столь сильного упадка веры. Не только в западной, но и в восточной церкви. Я бы даже сказал, не столько в западной, сколько в восточной. Потому что хоть православие и осталось, но, по слову Господа: "соль потеряла силу". Может быть причина этого именно в иконоборчестве?
Да, конечно.
Иконоборчество подорвало веру людей в силу Символа. (См. работу Феномен светской культуры, а также заметку Знак и Символ) Эта вера лежит в основе язычества, но она же лежит в основе настоящего Православия. Соль в том, что даже невнимательная, рассеянная молитва Господу имеет силу. Вот эту-то веру и убивает Иконоборчество.
А без этой веры - что остаётся? Ну, святые умеют молиться внимательно, так что святость остаётся. А вот между простым человеком и святостью образуется непроходимая пропасть.
[Spoiler (click to open)]Впрочем, и для святых тут проблема. Вот Господь по моей молитве сотворил чудо. ЧТО ИМЕННО стало причиной чуда? сила моей веры или святое Имя Господа? Если сила моей веры - значит я молодец, я сотворил чудо. Но это ГОРДЫНЯ. Иконоборчество убивает самую основу смирения.
Это главное. Но Иконоборчество подрыло и корни Античной цивилизации. Вменяя ни во что христианские символы, иконоборцы в то же время активно боролись против символов языческих. А на этих символах была построена вся античная цивилизация. И вот, вместо того, чтобы аккуратно воцерковить эти символы, придав им изначальный (христианский) смысл (ведь всё сущее существует по воле Бога, всё в Его власти, потому и истинный смысл любого символа - смысл правильный), оно принялось активно уничтожать эти символы, разрывая связь времён. И что мы получили на выходе? Дикость Средневековья!
> Ох как. Почему же Господь попустил это? От этого удара, мне кажется, цивилизация так и не оправилась.. Византия так точно.. Вместо эпохи наивысшего расцвета получила эпоху агонии и страданий. После иконоборчества все пошло на спад..
> А ведь действительно, если не осознаëтся Сила Имени Бога, которое словесная икона, то очень легко принять чудотворение за результат силы твоей веры и возгордился. Я могу, я крут, я партнëр Бога.
Или наоборот: я грешник, я ничтожество, моя молитва пустое место.
В обоих случаях - ХУЛА на Бога. Это и есть ментальная ловушка иконоборчества, в которой находятся практически все современные христиане, не исключая и православных 😢
> о "пропасти между простыми грешниками и святыми" я уже много раз думала.
Ну, так эта созданная иконоборцами пропасть - ГЛАВНАЯ проблема Церкви.
> Мне немного грустно, но похоже один из моих знакомых священников, о. NN из-за этого решил уклониться от общения со мной. Мы с ним хотели обсудить эпигностику и мангу "Мессия". До твоих статей он так и не дошёл, хоть и практикует сам как православный психолог. Манга вывела нас на разговор о Богородице и он прямо сказал, что она исключение - святая при жизни. Я очень мягко (старалась как могла) ему возразила. И в итоге диалог вышел в таком ключе:
- Ну ты что, какая святость при жизни?! Мы же рождаемся грешными, дети вообще хоть и маленькие, но столько пороков имеют (просто грехи у них ещё по мелочи), вспомни себя. Да и все люди такие, только к смерти кто-то приближается к святости, если повезëт, а святыми только после смерти становятся - единицы.
- А как же Сергий Радонежский?
- Это всë легенды. Ну не могут глупые дети и подростки святыми быть. Да грешат меньше, но в голове уже всë то же что и у взрослых, с поправкой на меньший житейский опыт.
Заметь: это ещё и отрава гуманизма. Смотри, что он говорит:
> дети вообще хоть и маленькие, но столько пороков имеют (просто грехи у них ещё по мелочи), вспомни себя
Человек считает Бессознательное частью нашей природы. Потому у него дети и выходят грешниками, что противоречит преданию Церкви. В действительности дети по немощи бывают одержимы духами злобы, однако до тех пор, пока не сформировалось "Я", эти духи не имеют "прописки" в психике человека. Они приходят и уходят. И интенсивность их действия прямо зависит от нашей молитвы за наших детей.
> Я ему говорила, что дети не считаются грешниками до 7 лет. Состроил гримасу, и сказал: ну ты же видела много раз как ведут себя мелкие дети. Я ему про одержимость сказала, он ответил, ну какая одержимость, если ребёнок крещëн. Я стала говорить про чистое сердце и необходимость молитвы, чтобы неустойчивое состояние чистого сердца не перешло в одержимость и что это актуально и для крещённых, причём не только детей. Он задумался, сказал, что посмотрит книги и свинтил. Что касается гуманизма, то увы, ты прав. Он - священник, который верит в силу психологии, но не верит в силу молитвы Христу. Он мне прямо это говорил, что хорошим психологическим разбором проблему решишь и у него есть опыт ( в том числе личный, когда психолог помог решить его проблемы), а молитвы "не помогают" особо. Тут же оговорился, что они нужны, но без психологии человек не справится. Я и надеялась его заинтересовать эпигностикой, сказав что она гибрид психоанализа и молитвы (это очень примитивно, но я хотела его зацепить) , но после разговора о святости он испугался что ли? Причём я его еретиком и католиком не называла и вообще не курощала. Может вернётся конечно, но пока вострепетал и свинтил(.
Ему не хватает техники правильного перевода с языка святых Отцов на язык психологии. Он правильно говорит, что молитва "не особо помогает" - но весь вопрос в том, почему? А именно потому, что есть психологические проблемы, которые не дают человеку внимательно молиться, тем самым подрывая основы его веры. Господь говорит "просите, и дастся вам". Человек просит - и не получает, и теряет веру. Вот тут-то на помощь и приходит эпигностика, которая решает эти психологические (а затем и все прочие) проблемы с помощью самой молитвы, обращая психологическое оружие дьявола против него самого.
> Он как раз эту технику перевода ищет. С его слов. И мы уже общались на эту тему, хотя и очень поверхностно. Да и я как вижу сейчас, многие вещи понимала неправильно, то есть считала психологию в лучшем случае жалким косплеем религиозных традиций, в худшем - мошенничеством. Потом я познакомилась с эпигностикой) . Потом подошла к о. NN и сказала, что я нашла... круть-круть-круть... тот самый язык перевода или технику перевода Святых Отцов на язык современной психологии, мост! Кинула ему ссылки на твои статьи. Нашла время... И тут разговор зарулил на тему святых. И всë накрылось медным тазом)))
Ясно. Глубоко эшелонированная оборона.
> считала психологию в лучшем случае жалким косплеем религиозных традиций, в худшем - мошенничеством.
Нет, всё не так плохо, всё гораздо хуже. Психология не мошенничество, а современная форма шаманизма. Как и везде, там много шарлатанов, но настоящий крутой психолог это натуральный шаман. А некоторые - типа Милтона Эриксона - вообще настолько круты, что любого шамана заткнут за пояс.
> Да, теперь я знаю, что психология это конфессия. И современная форма шаманизма. Получается о. NN ещё и жрец психокульта? ))) Но так не бывает. Он тогда не православный христианин.
Бывает. Воцерковление ума происходит постепенно и очень небыстро. Для того, чтобы понять, что, если мы не молимся, то наш ум занят беседой с правилами, у многих годы уходят, а многие и вовсе постановку самой проблемы не понимают:(
> Думаешь не имеет смысла развивать тему эпигностики с ним?
Тут как и во всём: Богу всё возможно, нам без Бога мало что возможно, а что возможно, то не нужно и вредно.
> Я тесно общалась с разными священниками. Иеромонах свалил, но не из-за психологии, а по причине страстей. Белый священник о. NN, свалил из-за психологии. Остался о. XX. Любитель древних языков и бывший буддист. *мы все тут бывшие и я спокойно к этому отношусь* Он пытается практиковать ИМ, но игнорит владыку Антония Голынского (что может быть хорошего от катакомбника?) А, есть ещё о. YY. Он - миссионер, которые имеет дикие представления об Иисусовой молитве. Масштаб трагедии определить не представляется возможным. С кем ни сталкиваюсь, у каждого свой таракан.
Да, это правда. Иначе и быть не может. Ведь если не будет таракана, то во священника вселится Дух Святый. Пример: о. Иоанн Кронштадтский. "Свято место пусто не бывает"