О ненависти и презрении

Sep 08, 2022 12:11

Грешный человек это добыча ада, и если бы мы знали посмертную судьбу Ленина, например, то жалость победила бы и ненависть, и презрение, потому что страдания такой души соразмерны совершённым ею злодеяниям. Если презрение и ненависть к злодею объяснимы, пока злодей жив и время расплаты для него ещё не наступило, то по смерти они свидетельствуют о нашем маловерии.

Именно для исцеления нашей души от ненависти и презрения и нужна нам молитва за наших врагов (в том числе посмертная). Нужна именно нам, а не им - ведь тем, кто недостоин Божественной милости, наши молитвы за ним приносят лишь новые мучения. Именно поэтому Церковь как целое не молится за неверных - чтобы не отягчать их страдания без нужды. Потому что Церкви чужды ненависть и презрение. Однако каждый из нас, кто ещё не избавился от этой болезни, и может и должен приложить усилия, чтобы исцелиться. Не ради Ленина, а ради своей собственной души. Потому что пока мы продолжаем презирать или ненавидеть хотя бы одного человека, мы не готовы воспринять дар Пятидесятницы.

Почти то же самое читаю сейчас в канале об аристократизме.
Почти, но не то же. Европейская аристократия частично усвоила христианскую философию. Освоила, но лишь частично. Они хорошо поняли, чем вредна ненависть, однако так и не поняли, чем вредно презрение:

Как уже писалось, уважение (https://t.me/rightrev/115) сглаживает границы и противоречия. То что мы уважаем включается в наш мир либо как то к чему можно стремится, либо как признание в предмете уважения родственных черт.
Достойного врага необходимо уважать, за его стойкость, за его верность своим идеалам, отличным от наших - словом ща всё то, что и делает врага достойным. Такой враг наш оппонент он действует внутри нашего мира, он не менее важная его часть, как и наш друг.

В ситуации уважения врага, всегда есть шанс либо его победить, либо окончить вражду другим путем. Уважение оставляет открытым окончательное решение, оно динамично и позволяет развитие.

Однако мы не можем с легкостью включать всё в свой мир. (https://t.me/rightrev/466)

Уважение взаимно и рано или поздно, мы столкнемся с силами отказывающими в этой взаимности. Такой отказ - окончание диалога, невозможность сохранить неопределенность исхода, это уже не противостояние, а антоганизм, требующий окончательного решения.

Ненависть самый легкий выбор, но ненавидя, мы невольно приравниваем себя к объекту ненависти, снова вступаем с ним в диалог.
Бессильная злоба может превратиться в рессентимент (https://t.me/rightrev/551) и, вместо аристократичного возвышения над миром, приравняет нас к своему объекту. Если есть ненависть, то есть что сравнивать: мотивы, ценности, стремления - за ними признается право на существование. Отвратительные, неприемлемые для нас - но существующие с нашего попущения. Своей злобой мы даруем им жизнь.

Научится презирать, гораздо сложнее. Презрение часто связывают с гордыней, потому, что презирая, человек ставит себя выше объекта презрения, но это не верно. Ставить себя выше, самовыдвигаться, было бы признанием своей слабости, признанием самой возможности сравнения.

Настоящее презрение возвышает и над самим собой. Отказ от любого другого отношения возвышает над
неумолимой действительностью, это выход за пределы её законов. Это не жест отчаяния, перед невозможностью что либо изменить, а напротив доказательство уже свершившейся победы не поддавшегося ей духа.

«Ненависть злит противника, презрение обезоруживает его. Ненавидя, мы разрушаемся, а презирая, совершенствуемся.

Акт презрения аристократичен по природе, он превращает человека в героя, благородного рыцаря. Даже когда силой побеждаешь противника, не возвышаешься так, как в бессильном презрении, потому что, презирая, ты побеждаешь непобедимое и проявляешь сверхъестественные способности.

Только презирая, ты действительно свободен, т.е. освобожден от ненавистной действительности. Любое другое отношение сохраняет твою зависимость от нее. Презрение - вот подлинный акт свободы перед суровой необходимостью этого мира.» (В.П.Фетисов - Возвращение в мир)

По настоящему презирать можно только то, что уже побеждено, то что не имеет уже над нами своей власти.

> А если это не презрение, а... от брезгливого недоумения до отвращения? Но я всё равно молюсь об их помиловании.

Когда цель молитвы за врагов достигнута, остаётся лишь жалость.
Именно жалостью к злодею эстетически завершается сюжет любого злодейства. Перед Богом всякий злодей изначально жалок и достоин жалости, потому что Бог смотрит на них из Абсолютного Будущего, где всё уже завершилось и все рассчитались по всем счетам. Увы, Абсолютное Будущее означает Бесконечность во времени, и потому внутри времени конец мукам не настанет никогда.

См. также Молитва за врагов: новый цикл из старых заметок.

нобилитет, религия

Previous post Next post
Up