Иерархия "существований" или Попытка выразить всё-всё-всё в одной заметке.

Apr 22, 2018 22:12

В моей "Сказке для старших" один из героев уже давно ответил на вопрос, который любят задавать атеисты верующим, по-видимому, считая его очень каверзным, трудным и парадоксальным.
А именно

"Может ли Всемогущий Бог сотворить камень, который потом не сможет поднять?" На самом деле этот вопрос не является ни трудным, ни парадоксальным, ни даже ( Read more... )

философия, религия

Leave a comment

Comments 32

livejournal April 22 2018, 21:36:58 UTC
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Reply


Не могли бы вы пояснить некоторые противоречия вашего anonymous April 22 2018, 22:37:20 UTC
а) вы утверждаете что:
1. чем реальнее "вещь" тем легче её уничтожить
2. Бог более реален чем что угодно

следует ли из этого что Бога легко уничтожить?

б) утверждение "Бог есть единая Сущность трех Ипостасей." входит в противоречие с утверждением что Бог саое реальное что может быть. Ведь по вашим словам сущность менее реальна чем ипостась.

Не придираюсь, на самом деле интересно.

Reply

Бога легко уничтожить? palaman April 23 2018, 04:37:00 UTC
а) Я думаю, так оно и есть. Божество - это нечто хрупкое и нежное, и Его "спасает" лишь одно маленькое, но важное обстоятельство: Он всемогущ! Эта мысль - он "хрупкости и нежности" всемогущего Бога, которого Церковь называет "крепким" кажется безумной, но в ней есть какая-то глубокая правда.
Позвольте мне привести Вам художественное "доказательство" этой таинственной Истины:


[Текст песни]Три Путника, задумавшись, сидят... )

Reply

Бог самое реальное что может быть? palaman April 23 2018, 04:45:30 UTC
Да, внутри самого Божества тоже есть разные уровни реальности. Согласно учению Отцов, в Боге есть приобщимые Энергии и неприобщимая Сущность. Опытное Богопознание - это познание именно Энергий Божества, а не Его непостижимой и неименуемой Сущности. Но при этом ясно, что Сущность Бога "более реальна", чем его Энергии, так как Она есть Причина их ( ... )

Reply


anonymous April 23 2018, 03:02:39 UTC
Бердяев на этот "парадокс" ответил короче: "Бог всемогущ, и Он может сотворить такой камень, и Он его сотворил: это человек и его свободная воля".

Reply

palaman April 23 2018, 04:22:54 UTC
Ответ Бердяева мне никогда не нравился - именно потому, что Бердяев в своем гуманистическом пафосе лишает Бога всемогущества. Но это безумие. На самом деле Бог, конечно же, может сделать с человеком все, что угодно. Бог "кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает" (Рим. 9; 18), так что человек не является тем камнем, который Бог не может поднять. Бог просто не хочет его поднимать, пока этот камень сам об этом не попросит - на что и дана ему свободная воля. Если бы Бог захотел, Он бы легко обратил к вере и благочестию весь мир. А почему Он этого не делает, я говорю вот здесь, обозначая эту причину как "Принцип наименьшего действия".

Бердяев, как мне кажется, вовсе не так умен, как о нем принято думать. По моим наблюдениям, он довольно-таки поверхностный мыслитель. Хотя безусловно он очень талантливый популяризатор и публицист. Но меня никогда не устраивал его уровень, всегда под внешним лоском красивых слов его текстов ощущалась какая-то смысловая пустота.

Reply


nuba_het April 23 2018, 06:57:47 UTC
Забавно, что при рассмотрении концепций такой красоты людей снова и снова больше всего волнуют какие-то бестолковые парадоксы, которые даже не являются парадоксами при отказе от бинарной логики.

Спасибо за статью, чем больше интересуюсь философией, тем чаще упираюсь в Аристотеля. Похоже, надо все-таки бросать все эти высокие материи и возвращаться таки к истокам.

Reply

palaman April 23 2018, 06:59:40 UTC
О да!

Тем более, что философия по самой природе своей - вечное возвращение к истокам.

Поэтому настоящая философия никогда не устаревает.

Reply


a_longway April 23 2018, 19:48:28 UTC
Спасибо за то, что начали разбор этой сложной и очень важной темы. Здесь действительно ключ ко всем богословским спорам с момента основания Церкви Христовой. Полагаю, что метафилософия Аристотеля - это те самые "очки Галковского", которые, по словам последнего, позволяют видеть "программный код" любой культуры.
Не совсем до конца усвоил различие между тропосом и ипостасью. Получается, что божественность и человечество Христа объединены как Его тропосом так и Его ипостасью?

Reply

palaman April 24 2018, 13:00:34 UTC
> Спасибо за то, что начали разбор этой сложной и очень важной темы.

Реакция публики показывает, что тема мало кому интересна. Увы.

> Получается, что божественность и человечество Христа объединены как Его тропосом так и Его ипостасью?

Нет, логика здесь другая. Иисус Христос - это и есть Ипостась. (Ещё раз: ипостась - это любой реально существующий единичный уникальный объект. Сущность или природа - это класс объектов.)
Неправильно говорить, Его божество и человечество "объединены ипостасью". Они и есть Его ипостась, они и есть "части", из которых Она состоит. Эта Ипостась - сложная (сложенная) из двух частей: Божества и человечества.
Вопрос в том, что может быть общего между этими столь разными по природе вещами? Каким образом они связаны, что их объединяет? Ответ: общий тропос бытия.

Reply

a_longway April 24 2018, 14:01:34 UTC
Т.е. тропос - это способ?
Соответственно, на вопрос:
Какой тропос бытия имеет Иисус Христос?
Мы должны ответить:
Иисус Христос существует как Ипостась, соединяющая человеческую и божественную природу(?)
Тогда икона Христа - это тоже тропос? Какие природы соединяет такой тропос?

Reply

palaman April 24 2018, 14:37:59 UTC
> Иисус Христос существует как Ипостась, соединяющая человеческую и божественную природу ( ... )

Reply


Leave a comment

Up