Sep 23, 2016 12:13
Любой человек всегда действует в своих личных интересах. В число его личных интересов входит также благополучие людей, входящих в его круг - родных, друзей, знакомых. Число этих людей ограничено (число Данбара).
Любые реально существующие общности людей очень невелики по размеру.
Все большие сообщества (типа нации, родины, церкви) всегда являются воображаемыми. Это не значит, что их реально не существует. Это значит лишь, что они существуют как аберрация сознания данного человека.
Если человек жертвует собой или своими близкими ради блага какого-то воображаемого сообщества, это значит, что он находится под воздействием той или иной техники манипуляции сознанием.
И это нормально. Я не противник патриотизма, национализма и прочих измов, смысл которых в том, чтобы заставить человека жертвовать собой во благо людей, подавляющее большинство из которых он лично не знает, никогда не узнает и с которыми никогда не встретится. Это нормально.
Но это нормально для человека из низов, а не из элиты. И вот почему.
Потому что любая аберрация сознания - это препятствие к трезвой оценке ситуации. Аберрации сознания могут нисколько не мешать исполнителю исполнять его долг. Но они недопустимы для члена элиты, потому что он должен сохранять полную ясность и трезвость ума. Он должен ясно осознавать, что он делает, зачем он это делает и для чего ему (ему лично!) это нужно.
Более того, даже ответственные исполнители высокого уровня должны иметь полную ясность сознания и свободу от аберраций. Например, высокопоставленный разведчик (резидент, а не диверсант) должен быть свободен от аберраций. Условный Штирлиц не может себе позволить роскошь быть идейным коммунистом. Он должен быть прежде всего реалистом, потому что от степени его реализма может реально зависеть успех или неудача страны Советов.
Тем более человек, находящийся на вершинах государственного управления.